Хранители культуры получили "Признание"

Хранители культуры получили «Признание» Профессиональные награды вручены за достижения в классическом и народном искусстве День работников культуры ежегодно становится поводом отметить выдающихся мастеров творческих профессий. В понедельник награды и звания получили артисты, музыканты, художники, сотрудники музеев и библиотек республики. За каждой вручённой грамотой и «корочками» - огромный и вдохновенный труд. Лучшим доказательством этого стал выход солистки балета Театра оперы и балета Удмуртской республики Эми О’Донохью за Почётной грамотой министерства культуры и туризма Удмуртии. За наградой она не поднялась из зала, а выпорхнула из-за кулис театра, где проходило торжество, - в пуантах и в сценическом костюме храмовой танцовщицы Никии. В этот день она танцевала для съехавшихся на торжество со всей республики работников культуры заглавную партию в балете «Баядерка». Впрочем, на этой виртуозной танцовщице и сильной драматической актрисе держится весь, без преувеличения, балетный репертуар театра. Она танцует Одетту и Одиллию в «Лебедином озере», Жизель в одноименном балете, Китри в «Дон-Кихоте», принцессу Аврору в «Спящей красавице», Мари в «Щелкунчике», Джульетту в «Ромео и Джульетта – ХХ век», Мелани в «Унесённых ветром». Когда публика требует увеличить количество аншлаговых спектаклей «Баядерка», на которые невозможно достать билеты до конца сезона, администраторы и даже главный балетмейстер театра разводят руками: «Чтобы эта роль была исполнена на самом высоком уровне, танцевать должна Эми, а у неё только одна пара ног». Связь поколений Центральным событием дня стало вручение премии Правительства Удмуртской Республики «Признание», которая с 2007 года вручается за вклад в развитие народного творчества и сохранение культурного наследия региона. В номинации «Традиционная народная культура» в этом году отмечены две женщины, бережно сохраняющие удмуртский фольклор. Анна Александрова - художественный руководитель ансамбля «Выль зардон» Воткинского сельского клуба Алнашского района. Основной состав ансамбля – пожилые женщины, репертуар – аутентичный фольклор: те песни, которые в этих местах пели сто лет назад, а может и раньше. Домотканые платья, лапти, вышитые передники на каждой из них уже стали частью сценического образа, но при этом остаются и приметами их настоящей жизни: старая одежда сохранилась в домашних сундуках, а в лаптях летом даже удобнее, чем в современных ботинках. И если еще в начале ХХ века женщины стеснялись надевать сплетённую по особой технологии лыковую обувку не только в пир, но и в мир, чтобы не получить насмешливое прозвище «лапотницы», то сейчас носят их с удовольствием и гордостью – благодаря постоянной работе в том числе таких коллективов, как «Выл зардон», народная культура стала вызывать уважение. Художественному руководителю, работающему с подлинными носителями традиции, важно сохранить их искренность, органичность, но при этом придать их выступлениям сценичность. Хотя в самом начале своей работы задача перед Анной Александровой стояла более сложная: убедить деревенских бабушек, что песенная и обрядовая культура Алнашского района должна быть сохранена и может быть интересна самой широкой аудитории. Судя по тому, что «Выль зардон» постоянно приглашают на концерты и фестивали не только по Удмуртии, но и за пределы республики, ей это удалось. Руководитель детского фольклорного ансамбля «Шудон» Юлия Павлова делает всё, чтобы на поколении участниц «Выль зардон» подлинная удмуртская культура не закончилась. Она уже много лет поддерживает в Республиканской детской школе искусств существование коллектива, серьёзно и ответственно воссоздающего народные песни, танцы и обряды. Ставя номера для детского ансамбля, она обращается к материалам полевых экспедиций. Педагогический талант позволяет её пробудить в мальчишках и девчонках интерес не к эстрадной форме этнической музыки, а к её подлинным корням. Она говорит: - Очень важно найти себя в этом мире. Но путь не будет ясным и широким, если у него нет начала. Я хочу дать своим ученикам прочувствовать, какие ценности лежат в основе их национальной культуры – а они все отражены в фольклоре. Выйти за пределы жанра В номинации «Народный мастер декоративно-прикладных искусств и ремёсел» в этом году отмечена Надежда Мансурова – одна из тех мастериц Удмуртии, которые не просто сохранили уникальные традиции ткачества, но вывели их на принципиально новый качественный уровень, сделали основой авторского искусства. Как ведущий методист отдела народного ткачества Национального центра ДПИ она создаёт и точные реплики старинных покрывал, поясов, полетенец и других предметов быта и одежды, и этнофутуристичсекие арт-объекты. Традиционные удмуртские узоры на её ткацком станке вплетаются в полотна, созданные с безупречным чувством стиля, - это уже не утилитарные вещи, а настоящие произведения искусства. Хормейстер народного хора ветеранов «Поющие сердца» из Завьяловского района Ольга Гук получила премию в номинации «Народное пение». Благодаря её работе для многих немолодых людей началась вторая жизнь – с постоянными репетициями, аплодисментами публики и поездками далеко за пределы Удмуртии. Высокая культура исполнения, которой она добилась в коллективе, сделала «Поющие сердца» равноправными участниками многих концертов наравне с артистами-профессионалами. - Я всегда хотела не только заниматься с ветеранами творчеством, но и показать им мир. И это возможно, если ты становишься ярким, самобытным артистом. Мы уже ездили в Москву, в Израиль. В 2017 году «Поющие сердца» заняли первое место среди хоров ветеранов, и как победители мы получили путёвку в Нижний Новгород. Мне кажется действительно важным то, что мы делаем. Свадебные напевы – это судьба человеческая. Казачья плясовая – это радость народная. В этих песнях характер и история многих поколений, потерять их нельзя. Врезка Гармонь и гармония природы Премию «Признание» в номинации «народная музыка» получил Дмитрий Лекомцев – мультиинструменталист, аккомпаниатор, концертмейстер Игринского Дома дружбы народов. Дмитрий играет, поёт, пишет музыку, танцует в семи творческих коллективах (среди них народный хор «Ладушки», народный ансамбль «Весна», ансамбль песни «Казаки», вокальная группа «Эксклюзив», народный ансамбль песни «Раздолье»). Музыка для него – больше, чем профессия: - Я думаю о том, как сделать мелодичнее мир вокруг себя. С детства я слушал, как поют вокруг меня люди, как им птицы подпевают и вся природа подыгрывает. Весь мир звучит в своей гармоничной песне, я её слышу, и хочу передать людям. - На чем вы играете? - Гармонь, кубыз (традиционны струнный удмуртский инструмент, на котором играют смычком), дудки, свирели, шумовые инструменты. Пока не попробовал играть на шумовых инструментах – тамбурине, трещотках – думал, что там и уметь нечего. Казалось бы, потряхивай ими ритмично, вот и всё. Но оказалось, что просто взять их и заиграть невозможно, нужно осваивать специфику каждого инструмента. - Вы потомственный музыкант? - Да, у нас в семье уже складывается династия. Мой дядя Олег Корепанов работал баянистом в ансамбле «Италмас». Мама хотела быть учительнице музыки, но при поступлении не добрала баллов. Можно сказать, что я выполнил её мечту – связал жизнь с музыкой. А уж сколько у нас в семье музыкальных людей – не сосчитать. Многие играют а гармошке и поют. Каждая встреча семьи у бабушки в деревне заканчивается общим «концертом»: все играют, звучат любимые песни, тут же дети танцуют, как умеют – смех, радость! Я сам учился петь и танцевать, глядя на старших в семье, когда каждое лето приезжал к бабушке в деревню Верх-Люк Балезинского района. Это настоящая глубинка, глухомань – туда до сих пор не в каждый день доедешь, дороги, считай, нет. Зато там все эти песни, наигрыши, вся исполнительская манера – из самой глубины народа, из самого сердца. Там поют, потому что душа просит красоты. И я чувствую, что всеми жилами вырос из этих корней, они меня питают. Живя в Игре – современном посёлке с так называемыми приметами цивилизации – нутром чувствую повадки птиц и зверей, понимаю природу. - Вы говорите, что своей игрой хотите рассказать людям о гармонии природы. Действительно чувствуете связь музыки с материальным миром? - Я знаю, что и музыка, и природа – живые и наполнены красотой. И я много раз убеждался, что природа откликается человеку. В 2012 году ансамбль «Раздолье», которым руководим мы с женой, отправился на фольклорный фестиваль в Новосибирск. Мы пели песню про пчёл, в поэзии которой были слова о том, что пчёлам надо летать собирать мёд, а значит, тучи должны у йти, ветер – стихнуть, солнце – засиять. Когда мы начали выступление, на горизонте появилась огромная туча. Поднялся ураганный ветер. Сцена заходила ходуном. Палатки жюри унесло как перекати-поле. Мы зажмурились, потому что ветер хлестал в глаза, и завели песню. Допели и огляделись: туча развернулась на 90 градусов и ушла в сторону от фестиваля. С тех пор много раз замечали: если исполняем эту песню, погода обязательно улучшается. Так что я на собственном опыте знаю: в отличие от поп-песенок, в которых вместо стихов – набор слов, старые народные песни – это безошибочно взаимодействующие со вселенной формулы, где каждое слово выверено поколениями. Заговоры, если хотите. Моя задача – сохранить это взаимодействие человека с миром с помощью музыки. При этом я не фанатичный приверженец народной музыки – и я рок-музыку исполняю, и качественную эстраду (правда, часто делаю этно-обработки). Просто помню, что музыка всегда должна оставаться живой. - Вы не только мультиинструменталист, но и «многостаночник»… - Да, в одних коллективах я руководитель, в других – концертмейстер, в третьих – участник, ещё где-то выхожу как ведущий. Без песни, без музыки мне и правда жизнь была бы не в радость, но нынешняя нагрузка не оттого, что мне хочется объять необъятное, а потому что концертмейстеров, особенно в районах, катастрофически не хватает. Особенно концертместеры-универсалы, которые и на инструментах играют, и поют, и в плясовую могут пойти, и со зрителями хорошо общаются – штучный товар. Получается, что я себя хвалю, потому что я всё это умею и делаю, но на самом деле я говорю о большой проблеме творческих кадров. - Премия «Признание» - важный для вас этап? - Главное, что в родном Игринском районе меня признали. Я тут нужен, мою музыку не просто слушают, а слышат. Но я рад этой премии, потому что благодаря ей на республиканском уровне снова прозвучал наш район и еще раз отметили людей, которые всю свою жизнь посвятили сохранению народных культурных традиций. Подпись к балетному фото: Прима-балерина Театра оперы и балета Эми O’Донохью через полчаса после получения Почётной грамоты министерства культуры уже танцевала центральную партию в «Баядерке».

l>