Из утят в лебеди

Десять лет назад девять маленьких девочек встали к балетному станку. С тех пор ежедневные растяжки и экзерсисы стали их неотъемлемой частью жизни, а Театр оперы и балета – вторым домом. Здесь они совершенствовали свои батманы и арабески, здесь впервые познали радость от звука аплодисментов и боль от мозолей, скрытых пуантами. Так начиналась история Хореографической школы Ижевска – альма-матер балерин Государственного театра оперы и балета Удмуртии имени Чайковского.

Приводили за руку

Из девяти первых учениц школы лишь пять дошли до финала, в театре остались работать четверо. Но, как считает педагог по классическому танцу и репетитор по балету Ярославна Осеева, это уже немало.

- Ярославна Владимировна, расскажите об истории школы. С чего все начиналось?

- В 2007 году по инициативе главного балетмейстера Театра оперы и балета Николая Игорьевича Маркелова было решено организовать Хореографическую школу Ижевска, главной задачей которой была подготовка кадров для театра.

Тогда школа существовала на базе Восточно-европейского университета. Обучение в ней было платным. Позже школа перешла в ведомство Министерства культуры республики.

Сейчас она существует на базе Республиканского колледжа культуры, и дети обучаются в ней за счёт бюджета, проходя конкурсный отбор.

А в 2007 году нам, педагогам школы, приходилось обходить общеобразовательные школы города в поисках учеников. Так были отобраны девять девочек.

- Сколько лет длится обучение в школе?

- Обучение рассчитано на 8-9 лет. Таким образом, в 2016 году у нас был первый выпуск. Две из пяти выпускниц – Елена Соломенникова и Елизавета Киреева - уже выходят на солирующие партии. И мы по праву считаем их нашими звёздочками. С самого начала мы вкладываем в обучение детей большие усилия и стараемся, чтобы и после школы работа не останавливалась. В театре продолжаем совершенствовать их технику. Если ученики хорошо себя показывают, то могут добиться высоких результатов, стать солистами.

- Сколько сейчас учеников в школе?

- Сейчас у нас обучаются два класса девочек и класс мальчиков. Но в этом году набираем первоклашек. Основной набор уже прошёл, и классы набраны. Но для тех, кто не знал или не успел, в августе проводим дополнительный набор, на который ждём одарённых и талантливых детей, желающих получить профессию артиста балета. Как показывает практика, уже после 1-го класса много детей отсеивается, до конца выпуска доходят не все. Поэтому набираем класс по количеству больше, чем положено.

- Почему так происходит?

- Естественный отбор. Кто-то не выдерживает нагрузок, кто-то полнеет. Профессия требует постоянной работы, а это не всем нравится.

70% успеха

- В августе будет дополнительный набор в школу. Не секрет, что зачастую детей приводят в балет мамы, которые сами в детстве мечтали танцевать, а теперь хотят реализовать мечту через дочерей. Но балет – искусство избранных. На что вы обращаете внимание, проводя отбор учеников?

- Хочу сказать, что физические данные – это 70% успеха. В первую очередь обращаем внимание на предрасположенность ребёнка к полноте, смотрим при этом и на его родителей, потому что со временем природа возьмёт своё.

Далее смотрим выворотность, шаг, растяжку, гибкость, пластичность. Обращаем внимание на подъём стопы. Если ребёнок не обладает правильным, красивым изгибом стопы, он не сможет в будущем встать на пальцы.

Кроме того, будущий ученик школы должен иметь музыкальный слух и хорошую координацию движений. Чтобы оценить эти данные, мы просим наших юных абитуриентов исполнить самостоятельно подготовленный танец.

- В каком возрасте к вам приходят ученики в первый класс?

- Мы принимаем после начальной школы. Это 10-11 лет, в зависимости от того, в каком возрасте ребёнок пошёл в общеобразовательную школу.

- Но бытует мнение, что чем раньше, тем лучше…

- Мы против того, чтобы серьёзно заниматься с 3-4-летними малышами. В раннем возрасте скелет, суставы и мышцы ребёнка только формируются. Ставить его на пальцы – опасно.

Мы только через полгода обучения начинаем пробовать выполнять упражнения на пуантах. Придерживаемся системы обучения, сложившейся в Академии русского балета имени Вагановой, так как часть педагогов – выпускники этого учебного заведения. В нашей школе проходят экзамены, открытые уроки, отчётные концерты, учащиеся принимают участие в спектаклях театра и профессиональных конкурсах.

- Часто педагоги, только взглянув на ребёнка, могут определить, будет ли он успешен в учёбе, станет ли звездой в будущем. Ваши прогнозы оправдывались?

- Прогнозы – дело неблагодарное. Бывало, что делали ставку на одну девочку, а она вдруг начинала полнеть или переставала прогрессировать. А бывало и наоборот, девочка не подавала надежд, а потом вдруг расцветала.

Так было с нашей выпускницей Еленой Соломенниковой. Она пришла настоящим гадким утёнком и после двух лет обучения даже по ряду причин хотела уйти из школы, но осталась и начала делать очень большие успехи, раскрылась.

В 10 лет ребёнок ещё не понимает, для чего он каждый день работает у станка, но потом появляются первые результаты, он становится взрослее, начинает более осознанно относиться к тому, что делает. В этот момент многие начинают добиваться хороших результатов в учёбе и на сцене. Так что прогнозов никаких мы не делаем.
   
Балетные мифы

- Существует мнение, что с весом более 50 кг вставать на пуанты нельзя. Так ли это?

- Вставать встают и даже работают, но с весом борются всегда. В некоторых училищах девочек, набравших вес, не допускают до экзаменов. С лишним весом нельзя танцевать дуэтные танцы, так как это даёт дополнительную нагрузку на спину партнёра.

Оптимальный вес балерины в зависимости от роста – 45-50 кг.

- А какой оптимальный рост?

- Здесь важно соблюсти золотую середину, оптимальный рост – 163-165 см.

- Характерные танцы не предполагают использования пуантов. Почему некоторые балерины, проучившись столько лет классическому танцу, потом всю жизнь исполняют партии на каблуках?

- Да, характерный танец не исполняется на пуантах, и для многих это хорошая альтернатива. Здесь могут танцевать и высокие девушки, и те, кто не так хорош в классике, кто не может себя проявить на пальцах. Характерные партии дают им возможность раскрыться, показать себя. Некоторые артисты с удовольствием их танцуют и запоминаются зрителям именно в таких амплуа.

Балетное имя

- Ярославна Владимировна, у вас очень необычное имя, такое балетное…

- Я родилась и выросла в балетной семье. Нас было пятеро детей, четверо из которых пошли по стопам отца – художественного руководителя училища и балетной труппы театра в Новосибирске Владимира Фёдоровича Владимирова. И назвали меня в честь героини оперы «Князь Игорь» - Ярославны.

- Словом, выбора у вас не было…

- Мы росли в театре, нам это было безумно интересно, и даже мысли не возникало, что можно выбрать профессию, не связанную с балетом. Я танцевала в Новосибирске, потом по семейным обстоятельствам переехала в Ижевск, танцевала и на сцене этого Театра оперы и балета, где сейчас преподаю. Мои братья стали ведущими артистами балета, один из них - Роман Владимиров - является солистом балетной труппы нашего театра и преподаёт мужской классический танец в Хореографической школе.

МНЕНИЯ

Роман Владимиров, преподаватель Хореографической школы Ижевска, солист балета:

- Если меня спросить: что сложнее - танцевать или преподавать, я отвечу – танцевать и при этом преподавать. Но и то, и то мне интересно.

Будучи педагогом, нужно не только научить ребёнка, но, в первую очередь, заинтересовать. Изо дня в день оттачиваем движения, совершенствуем их, усложняем, укрепляем связки и мышцы, подготавливаем к большим сложным трюкам – прыжкам, вращениям, поддержкам в дуэтном танце. Приятно видеть результат, который приходит не сразу, а только через несколько лет.

Сейчас у меня занимаются три ученика. Все они обучаются в школе уже шесть лет и на юбилейном концерте, который состоялся в июне на сцене Театра оперы и балета, очень хорошо выступили.

Почему мальчики не идут в балет? Потому что родители не всегда понимают, что артист балета – это достойная профессия, а ребёнок в 10 лет редко имеет свое мнение по этому поводу. Занятия балетом развивают невероятную физическую выносливость и целеустремлённость, а наряду с этими качествами актёрское мастерство и элегантность, развивают кругозор.

Я всегда интересуюсь у своих учеников, а им сейчас по 16-17 лет, как к их занятиям относятся одноклассники в общеобразовательной школе. Оказалось, что многие их поддерживают и уважают, и это приятно. А побывав в театре на спектаклях с участием ребят, одноклассники приходят в настоящий восторг, потому что балет - это действительно красиво.

Елена Соломенникова, выпускница школы, артистка балета:

- Меня в балет отвела мама, хотя балет мне никогда не нравился, даже когда мы с ней ходили в театр как зрители. Я занималась эстрадными танцами, и они мне были понятнее. Сейчас балет – это вся моя жизнь!

Как балерины поддерживают себя в форме? Если нужно похудеть, я стараюсь не ужинать, либо ужинать овощами. Можно ещё отказаться от сладкого, хотя я без сладкого не могу.
О какой роли мечтаю? Пусть это останется тайной. Мечта должна жить в сердце, о ней не нужно рассказывать, тогда она исполниться.

Лев Швирид, ученик школы:

- Раньше я занимался народными танцами, но в будущем вижу себя именно артистом балета, хотя характерные партии мне очень нравятся. Тем мальчишкам, кто только думает прийти в балет, советую на первые три месяца запастись терпением. Лично мне тогда хотелось уйти, умереть, сбежать. А потом тело привыкло к нагрузкам. Сейчас я уже могу выполнять прыжки и вращения. И мне это очень нравится.

Семён Караваев, ученик школы:

-Я в балете с 2011 года. Мне нравится классический танец, и в будущем я вижу себя именно в классических постановках. Меня очень привлекает эта перспектива. Тем ребятам и их родителям, кто думает о балете, хочу сказать – приходите, не пожалеете.

l>