Ориентальный ориентир

Балетом Николая Маркелова «Звезда Востока» Государственный театр оперы и балета Удмуртии имени П. И. Чайковского завершил свой 60-й юбилейный сезон.

Созданный в 2011 году к 140-летию со дня рождения Сергея Дягилева, можно сказать, первого российского арт-директора, сделавшего русскую музыку и живопись полноправной частью мировой культуры, сегодня этот балет претерпел значительные изменения. От первоначальной версии, которая называлась «Vivat, Дягилев!», остались только две части вместо трёх. Кроме того, немного иным стал хореографический рисунок спектакля, были заново отшиты костюмы и сделаны декорации. Именно поэтому балет «Звезда Востока» смело можно назвать премьерой уходящего сезона.

Балет + опера

Режиссёр постановки – главный балетмейстер театра Николай Маркелов – уже не в первый раз прибегает к смешению жанров. Так, в полюбившемся зрителям балете «Баядерка» вокальные партии исполняет хор, а в спектакле «Звезда Востока» есть не только хор, но и сольные номера в исполнении Ксении Долотовой, Андрея Какошкина и Ивана Ардашева.

Представив зрителю фрагменты 2-го действия оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, режиссёр не мог оставить в стороне любимые многими слушателями арии.

Сольная балетная партия во втором акте спектакля блестяще исполнена Еленой Овечкиной. Она не только с лёгкостью выполняет сложные поддержки, но и убедительно передаёт характер героини.

С особой грациозностью и шармом восточной дивы исполняет партию Зобеиды Ирина Попова. Её движения завораживают и гипнотизируют не только Шахрияра (Роман Петров), но и всех зрителей, с восхищением следящих за историей, рассказанной по мотивам восточных сказок языком балета.

В «Трио одалисок» обращает на себя внимание юная балерина, выпускница Хореографической школы Ижевска Елена Соломенникова. Получив диплом в 2016 году, танцовщица осталась работать в Театре оперы и балета и уверенно двигается к солирующим партиям.

Как рассказала руководитель литературно-драматической части театра Анна Попова, тенденция смешения жанров балета и оперы сейчас становится всё более популярной.
- Расширение привычных рамок, выход за пределы одного жанра, дополнение балета оперой интересно зрителю, - отметила она.

На вопрос, почему первоначальный вариант постановки претерпел такие значительные изменения и лишился третьего акта, Анна Николаевна ответила так:

- Третья часть спектакля была основана на балете «Весна священная», музыку к которому написал Игорь Стравинский. В заявленный проект «Звезда Востока» тема не вписывалась. Кроме того, Стравинский заслуживает отдельного проекта. Нашему балетмейстеру Николаю Игорьевичу Маркелову это интересно и по плечу. Так что в ближайших сезонах, возможно, у нас появится диптих или триптих, куда войдёт и произведение Стравинского, - рассказала Анна Попова.

Что касается второй части спектакля «Звезда Востока», в будущем сезоне, вероятнее всего, претерпит изменения и она.

- В эту часть – «Половецкий стан» Александра Бородина – очень просится образ Кончаковны, дочери хана Кончака, и её ориентальное, медленное ариозо. Так что, скорее всего, оно украсит наш спектакль, - говорит сотрудница театра.

Оркестровая удача

Многие - и критики, и зрители - отмечают работу оркестра и главного дирижёра театра Николая Роготнева. И если во второй части «Звезды Востока» оркестр играет аккомпанирующую роль, то в первой - симфоническая музыка – основной элемент постановки.

Ориентальная музыка Римского-Корсакова очень популярна не только как аккомпанемент к балету, но и в рамках симфонических концертов. Она была востребована в XIX веке, её любили в ХХ веке, её с удовольствием слушают сегодня.

Когда-то к ней привлек внимание Сергей Дягилев. С его лёгкой руки в начале ХХ века Европа открыла для себя причудливый, экзотичный и изысканный мир русской оперы и балета. Двадцать лет зрители замирали в ожидании «Русских сезонов». Париж, Рим и Лондон рукоплескали Павловой и Нижинскому. Для многих Римский-Корсаков - это образец ориентальной музыки, как музыка Чайковского – классического балета.

Юбилейные итоги

Юбилейный сезон Театра оперы и балета запомнится обилием новых имён. Было много приезжих артистов, с которыми сложилась творческая дружба. Так, солистка Самарского театра Татьяна Ларина в Ижевске спела в «Тоске» и «Аиде». Планируется пригласить её на партию Турандот в следующий сезон.

- Сезон был ознаменован грандиозной оперной премьерой «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», на которую уже сейчас обратили внимание серьёзные конкурсы и фестивали, - говорит Анна Николаевна. – Эта постановка, с одной стороны, подняла театр на новый уровень, а с другой – показала, что потенциал труппы намного больше, чем думалось в начале сезона.

Ещё одной премьерой стал детский мюзикл «Буратино». Это многофигурная, наполненная вокальными и танцевальными номерами постановка. Отличается интересной сценографией и наличием огромной ростовой куклы, которая «исполняет» отдельную партию. Мюзикл пользуется большой популярностью и у детей, и у взрослых. Каждый спектакль сезона прошёл с аншлагом .

А может, «Корсар»?

Поскольку этот год – год 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа, Театр оперы и балета планирует воздать должное великому балетмейстеру и поставить спектакль в его честь.
- Возможно, это будет «Корсар», а возможно, авторский балет, посвящённый жизни и личности гения, - делится планами Анна Николаевна.

Кроме того, будут интересные концерты в рамках абонемента симфонического оркестра театра.

- Всего пройдут восемь концертов. Многие из них будут представлять собой синтетические постановки, включающие фрагменты из опер и балетов, - говорит Анна Попова. - И откроется абонемент сборным оперным концертом с участием иностранных солистов. Ждём на открытие 61-го сезона в октябре!

l>