«Юнона и Авось». Без «минусов» и «плюсов»

Рок-опера «Юнона и Авось» в постановке Николая Маркелова в Государственном театре оперы и балета Удмуртии стала самым обсуждаемым среди театралов событием ноября в Ижевске. Она же разделила общественность на тех, кому понравилось, и тех, кто считает, что постановка неудачна. А также на две неравные группы: кто смотрел и кто не побывал на премьере. Вторых гораздо больше, а билетов на «Юнону и Авось» не купить уже и на декабрь…

Журналистам газеты также не удалось увидеть спектакль от и до. Зрительский ажиотаж не оставил возможности даже занять скромное место на втором балконе в последнем ряду. Однако пообщаться с режиссёром и исполнителями главных партий всё-таки удалось…

Режиссёр о постановке

Как подчеркнул Николай Маркелов, Театр оперы и балета поставил свой спектакль, и сравнивать эту постановку с легендарной ленкомовской будет не совсем корректно.

- Мы искали своё, искали диалог между поколениями, - отметил режиссёр. - В свое время «Юнона и Авось» был неким политическим манифестом, и, приступая к работе над спектаклем, я думал о том: а что сегодня? Слушая музыку снова и снова, читая гениальный текст, я понял, что все вопросы, которые ставит это произведение, актуальны сегодня и будут в каждом историческом периоде находить отклик у зрителя.

О чём спектакль Николая Маркелова? Прежде всего, об ищущих и непонятых. О «расформированном поколении», которое «в одиночку бредёт к истине».

- Любовная история как-то сразу отошла на второй план. Для меня «Юнона и Авось» - это спектакль о России, о людях, которые хотят совершить невозможное, которые срываются на полпути, которые отдают все силы, следуя за мечтой, за идеалом, и гибнут на надрыве, - говорит режиссёр.

Эта тема выдержана и в декорациях спектакля, над которыми работал питерский художник Сергей Новиков. Он неоднократно сотрудничал с Театром оперы и балета. Ижевский зритель уже видел его работы в таких постановках, как «Турандот», «Сказание о граде Китиже», «Баядерка» и многих других.

Созданный им накрененный маяк - символ надежды - одновременно цитирует многие сооружения города на Неве. Он олицетворяет собой и Петербург, и желание Резанова сдвинуть все гранитные набережные, и Вавилонскую башню, которая ассоциируется со стремлением человека преодолеть невозможное, но итог этого известен…

Что касается артистов, в постановке занята только труппа театра за исключением Алексея Прозорова, который приглашён для исполнения партии на электрогитаре.

- В предписании к клавиру рок-оперы Алексея Рыбникова обозначено, что произведение нельзя исполнять в манере музыкальной комедии, оперетты или мюзикла. Электрогитара, бас-гитара, ударная установка должны звучать обязательно. И мы все эти пожелания композитора учли, - отметил Николай Игоревич. - Но, поскольку мы оперный театр, у нас не будет звучать никаких «минусов» и «плюсов». Всё музыкальное сопровождение, хор и солисты исполняются вживую, за исключением шумовых «подкладок» - ветер, море и т.д.

Солистам театра пришлось не просто. По предписанию автора, исполнять рок-оперу должны либо драматические актёры с вокальными данными, либо вокалисты с хорошими драматическими способностями.

- В спектакле много текста, который нужно произносить, кричать. Но именно такое смешение оркестровой музыки, электроинструментов, пения и крика создаёт эффект оголённого нерва, стона, который волной должен врываться в зрительный зал. Такой подход в оперном театре многих шокирует, - уверен режиссёр.

Гласные и согласные

Пришлось и «переучивать» солистов.

- Нам буквально потребовалось отучить артистов петь. То, чему они учились 15 лет - академическому вокалу,- им пришлось забыть и обучиться совершенно другой технологии: оперный певец работает с гласными, тогда как драматический артист проговаривает согласные звуки, - рассказал Николай Маркелов.

Спектакль стал премьерным для двух новых солисток театра - Марии Баканиной и Любови Франковой, которые приступили к работе здесь в этом сезоне, окончив Уральскую государственную консерваторию в Екатеринбурге.

- Мне кажется, что этот спектакль окружает некая магическая сила. Когда мы приняли его к постановке, была проблема с исполнительницей главной роли. Даже была идея сделать все удмуртский кастинг на манеру западных мюзиклов. И тут к концу прошлого сезона к нам поступили на работу две исполнительницы, которые самым органичным образом вписались в этот спектакль, - рассказал режиссёр-постановщик.

Исполнители о спектакле

Партию Резанова исполняют заслуженный артист Удмуртии Иван Ардашев и Иван Слепухов. Партию Юродивого (это балетная партия) танцует Роман Владимиров. Также зрители увидят Виктора Ольхова, знакомого любителям театра по партии Ленского в спектакле «Евгений Онегин», заслуженных артистов Удмуртии Максима Гаврилова и Алексея Городилова, а также услышат голос заслуженной артистки России Татьяны Силаевой.

- Роль Резанова очень сложна, потому что её исполняли очень известные актёры. Но у меня будет свой Резанов. Важно, чтобы это было органично, чтобы на сцене была правда, чтобы всё, что мы как актёры переживаем внутри, было видно зрителю, - отметил Иван Ардашев.

Как удалось добиться нужного исполнения? - на этот вопрос солист театра ответил, что пришлось кардинально поменять манеру пения.

- Необходимо постичь стиль, который требует рок-опера. Это экзальтация полная - и шёпот, и крик. Кроме того, партия Резанова требует около четырёх октав - это очень широкий диапазон. При этом оперные певцы поют в пределах двух октав, - подчеркнул певец. -Но если бы мы исполнили рок-оперу в академическом варианте, это вызвало бы непредсказуемую реакцию зрителей: от недовольства до смеха. Материал предполагает определённую манеру исполнения, и мы подошли к нему со всей ответственностью.

- Постижение определённой манеры исполнения стало для нас испытанием, - призналась Мария Баканина. -Кончита больше на полушёпоте, и это нам не свойственно. Но попробовать всё это было очень интересно. Кроме того, участие в спектакле подразумевает наличие драматического таланта, а это тоже очень интересный опыт.

КСТАТИ!

Билеты на спектакль в ноябре и декабре разошлись за четыре дня. Сейчас стало известно, что «Юнона и Авось» будет показана и в январе.

Автор: Кристина Романова

l>