Масштабнее, чем в Ленкоме

Чем постановка театра оперы и балета Удмуртии отличается от вариации Марка Захарова?

Приглушенный свет, покосившийся маяк, отдаленно напоминающий то ли раковину, то ли церковь; гранитные стены и мостовая, винтовые лестницы, намотанные канаты… 22 ноября в Ижевске состоится самая ожидаемая театральная премьера года – рок-опера «Юнона и Авось» (16+). Журналисты IZHLIFE побывали на последней перед показом репетиции и узнали, чего ждать зрителям.

Год переговоров с композитором

Репетиции на износ. 2 раза в день все участники выходят на сцену и шлифуют последние штрихи. Почти год велись переговоры с автором оперы, композитором Алексеем Рыбниковым, и только 2 недели назад он окончательно подписал разрешение на постановку.

Николай Маркелов, режиссер-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств УР:

– Для Алексея Львовича этот спектакль очень сакральный. И он отбирает лицензии у тех театров, которые не выполняют авторские предписания, – рассказывает режиссер-постановщик Николай Маркелов. – В договоре четко написано: не дозволительно исполнять в манере музыкальной комедии или оперетты. Это должна быть рок-опера. И все «запилы» электрогитар, бас-гитар, drum set (ударная установка. – Прим. ред.) должны быть исполнены непременно. Мы учли все пожелания. Но для нас это очень волнительно: мы работаем не на своей территории, для нас этот жанр в новинку.

В ижевской «Юноне и Авось» все звучит вживую – исполнители, хор, оркестр, рок-партии. Для последних, кстати, привлекли ижевских инструменталистов – на электрогитаре играет Алексей Прозоров, на бас-гитаре – Дмитрий Попов, за ритм-секцию отвечают Сергей Крылов и Михаил Светлов.

Николай Маркелов, режиссер-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств УР:  Когда я начал ставить и слушать музыку, любовная история сразу отошла на второй план. Этот спектакль про Россию. Про людей, которые хотят совершить невозможное, которые срываются и уходят на полдороге. Тогда это был политический манифест. А что сейчас? Те времена ушли, но все повторяется. Все вопросы, которые заложены в этой грандиозной партитуре и гениальном тексте, актуальны всегда.

Все вокальные партии будут исполнять солисты нашего театра. Никаких приглашенных певцов и певиц нет и не будет. На партию Резанова заявлены заслуженный артист Удмуртии Иван Ардашев и Иван Слепухов.


– Я услышал, что назначен на эту роль в конце отпуска, я просто отдыхал, – Иван Ардашев многозначительно улыбается. – Пришлось сразу погружаться в то, что нужно сделать. Для меня это авантюра, но я воспринял ее хорошо. Работа сложная: нужно кардинально все менять, необходимо постичь тот стиль, который необходим для исполнения этой роли. Это полная экзальтация – от крика до шепота. У моего героя Резанова заявлен диапазон в четыре октавы. А у оперного певца даже две октавы – это уже очень хорошо. Если бы нас сейчас видели и слышали наши педагоги, нам бы мало не показалось. Но материал предполагает рок-исполнение, эстрадное пение, поэтому мы много работаем.


Режиссер Николай Маркелов смеется: наших вокалистов приходилось отучать петь, заставлять кричать, говорить на надрыве, перечеркивать 15 лет учебы вокально-академическому пению.


Еще одной сложностью для постановщиков стал поиск исполнительниц на роль Кончиты.


– Была идея сделать всеудмуртский кастинг на манер западных мюзиклов. Нужно, чтобы девушка была в формате: молода, красива, изящна… И в конце прошлого сезона к нам пожаловали две прекрасные певицы. И они совершенно органичным образом вписались в этот спектакль. Господь Бог за нас провел кастинг, – рассказывает режиссер-постановщик.


Партию Кончиты исполняют Мария Баканина и Любовь Франкова. Девушки уверяют: для них это испытание.


– Мы только пришли в театр, и нас сразу же погрузили в такую атмосферу. Ведь нас этому никто не учил – пришлось сразу же перестроиться на рок-манеру. Конечно, нам проще, все сосредоточено вокруг Резанова. Он – главный герой, всю драматургию он несет на себе. Все эти рок-надрывы больше проявляются в его партии, – говорит Любовь Франкова. – У Кончиты спокойнее все, она полушепчет, полупоет. И это очень сложно для нас.

– Для меня эта роль – разрывание внутренних сил, эмоций, доставание из глубин некой чистоты, нежности, – рассказывает Мария Баканина. – Кончита – хрупкое и изысканное создание, нетронутая девушка. И вдруг приходит он, герой со своим опытом. Она влюбляется в него, она не хочет его отпускать, а потом ждет очень долго. Это сложно. Сложно понять такую возвышенность чувств героини.

Монохромные декорации и костюмы

Всего два месяца назад, в начале сентября, петербургский художник-постановщик Сергей Новиков привез эскизы костюмов и декораций в ижевский театр. Он подчеркивает, все сделано в цехах театра – быстро, качественно и масштабно.

художник-постановщик Сергей Новиков: Главная сложность была при встрече с материалом: все мы знаем канонический спектакль Ленкома, и что-то другое придумать сложно. На мой взгляд, мы нашли свой образ как музыкального материала, так и декораций. Лейтмотив – Санкт-Петербург, ведь даже главный герой оттуда. В основу лег маяк – некий символ, дающий надежду двум одиноким душам. Он похож на Вавилонскую башню, в нем угадывается элемент Никольского собора в Санкт-Петербурге. Для нас главное, чтобы каждый придумал и додумал свое.

Цветовая гамма как декораций, так и костюмов монохромная. Яркий красный цвет появится лишь в тех сценах, действие которых происходит в Калифорнии.

– Костюмы придуманные, неисторические. Почти везде современный силуэт – это история вневременная, – говорит художник.

Где и когда?

Ближайшие показы постановки – 23, 24 ноября и 1 декабря. Билеты раскупили буквально за два дня, поэтому в театре приняли решение увеличить количество спектаклей. Следите за афишей!







l>