Классики свежий глоток

Классики свежий глоток.



    В зале – аншлаг. На сцене Театра оперы и балета УР легендарная рок-опера "Юнона и Авось", которая идёт уже не один месяц, а интерес к новой постановке по- прежнему не спадает. Чем смогли покорить зрителя актеры и режиссеры театра, какие сюрпризы готовят в новом году? Завесу тайны приоткрыла Анна Попова, руководитель литературно-драматической части, рассказав о планах на 2019 год.  


" Ты меня на рассвете разбудишь..."


    2018 год стал для театра годом очень важной премьеры - рок-оперы Алексея Рыбникова "Юнона и Авось". Постановка не просто оправдала надежды зрителей, а вызвала и вызывает сегодня огромный интерес. Каждый спектакль по-прежнему заканчивается романсом офицеров " Ты меня на рассвете разбудишь...", который поет весь зал. Некоторые зрители в третий, и четвертый раз приходят на спектакль, открывая каждый раз для себя новые грани.

    Конечно, знаменитая рок-опера для России - легенда, что создает, как плюсы при постановке, так и определенные сложности, ведь ожидания зрителей очень высоки. Взяться на этот спектакль было для нас не простым решением. Мы знаем насколько дорог многим людям первоисточник, постановка, в которой играл Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов, поэтому создавать новую версию было непросто, это большая ответственность.


Российский масштаб


    Режиссер Николай Маркелов, главный дирижер театра Николай Роготнев, художник Сергей Новиков и хормейстер Людмила Елисеева, работающие над постановкой наших спектаклей -  крепкий тандемом, в котором каждый очень хорошо чувствует друг друга. За их плечами работа над такими серьезными вещами, как балеты Чайковского и Минкуса,  опера "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", опера Пуччини "Турандот", на которые обратили внимание столичные критики, и были получены номинации очень престижных оперны премий — «Золотая маска» и «Онегин».

    При постановке спектакля были использованы все сильные стороны оперного театра, которые отсутствуют  у музыкальных театров или (удалить) драматических театров и антрепризных составов. Это профессиональный симфонический оркестр, большой профессиональный театральный хор и, конечно, балетная труппа, ставшая ярким украшением спектакля. Отклик публики был именно такой, на который рассчитывала команда постановщиков. Кроме того, вышла статья столичного критика Александра Матусевича, который очень высоко оценил нашу работу. Все это говорит о том, что постановка стала событием российского масштаба. И самое ценное, что в ней заняты только артисты нашего театра, которые отлично справились со своей задачей. Есть только несколько приглашенных музыкантов, которые были нужны для усиления рок-линии: это соло-гитара, бас-гитара и ударные, но и они — известные музыканты Ижевска.



Главный символ


    Какие акценты делал режиссер при этой постановке? Самый главный символ этого спектакля - это накрененный маяк, который присутствует во всех сценах. Он становится символом Надежды, но надежды, которая не столь уверенно подает сигнал... Что такое маяк? Это то, на что могут опереться моряки в бурном море, но этот маяк сам накренен, сам падает, и здесь есть некая отсылка к вавилонской башне, которую строили много людей, но они не смогли договориться, какой она должна быть, и поэтому она не устояла... Это и башня, в которой Кончита ставит свою свечу, ожидая своего возлюбленного больше 30 лет. Очень интересно решена сцена появления Богоматери. Обычно она появляется на сцене, а у нас Богоматерь поет из-за кулис, и является в качестве огромной иконы, которая начинает сиять, полностью занимая задний фон сцены. Она представляет собой некое видение, Откровение, которое ниспадает на Резанова и на всех остальных присутствующих.


Своя роль



    Перед нашими звукорежиссерами была поставлена непростая задача: свести живой вокал с рок-инструментами, которые по определению в десятки раз звучат громче. Сложная роль выпала хору и балету, которые стали еще одним действующим лицом, ярко взаимодействующими со всеми главными героями. Если Резанов - это индивидуальное проявление человека, который ощущает себя чужим в этом мире, мечется, ищет какие-то выходы, то хор и балет становятся как бы полотном, на фоне которого он ведет свою летопись. Очень интересная деталь - появление нового персонажа, это Юродивый, его исполняет балетный артист, который сопровождает Резанова во всех его мыслях, чувствах, чаяниях. Он как альтер-эго передаёт внутренние метания героя. Такая многоплановость в этой рок-опере очень захватывает, поэтому спектакль так интересен публике, судя по отзывам.


"Ромео и Джульетта" - под знаком классики. 


    В апреле нас традиционно ждет фестиваль Чайковского, где будет звучать много классики. У нас к этому времени запланирована новая премьера - балет Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта". Это самый востребованный балет во всем мире. Внимание к этой партитуре с тех пор, как она появилась на свет, не ослабевает. Но чтобы к ней приступить, необходим серьезный ресурсы: блестящий оркестр, сильные дирижер и постановщик, крепкая балетная труппа. Теперь это у нас есть, театр вышел на совершенно новый уровень.  Особенность постановки балета "Ромео и Джульетта" в том, что она будет классической. В наше время, когда так много концептуальных постановок, в которых Шекспира переносят в какие-то другие времена и эпохи, в попытка сделать его более современным или близким зрителю, давно не нова. Наоборот, свежим глотком станет именно классическая постановка. Это станет большим событием не только для зрителей Удмуртии, но будет иметь резонанс для всей страны. Конечно, мы не говорим о совершенно классическом прочтении, как первое в 30-е годы. Режиссером будут представлены свои мысли и акценты, в своих решениях он опирается на символы, чтобы через них донести до зрителя своё видение. Все эскизы уже готовы, цеха сейчас работают над костюмами и декорациями. Нас снова ждет что-то сильное, завораживающее, яркое.


Ожидание нового сезона


    В следующем сезоне, возможно, будет постановка оперетты. Этот жанр востребован и очень любим, мы давно его не обновляли. Новое прочтение оперетты очень интересно, здесь есть, где развернуться. Лёгкость этого жанра только видимая, для постановки оперетта весьма и весьма сложна. Как известно, вызвать слезу у зрителя гораздо проще, чем его развеселить. Как правило, каждый новый сезон у нас открывает большая итальянская опера. Следующий сезон – не исключение. Итальянцы выступают в заглавных партиях, а потом дают большой гала-концерт, наряду с нашими артистами. Осенью в наших планах международный вокальный мастер-класс от итальянских гостей. Они неоднократно говорили, что помимо выступления готовы делиться своими знаниями с нашими певцами. Как известно, Италия - родина оперы, и их вокальная школа бельканто до сих пор самая знаменитая и востребованная во всем мире. Думаем, что наш мастер-класс привлечет внимание театров Поволжья, или вообще, России.



l>