Браво, «Корсар»!

Государственный театр оперы и балета УР имени Чайковского приготовил настоящий подарок для любителей классического балета. В конце марта при полном аншлаге состоялась премьера знаменитого балета "Корсар", который уже полтора века не сходит с театральных подмостков во многих странах мира.

Почти до последнего момента не было точно известно, состоится ли в Ижевске премьера «Корсара». Дело в том, что из-за угрозы коронавируса спектакль могли отменить. Но, слава богу, все обошлось, и премьера прошла успешно.

Балет «Корсар» поставлен по мотивам знаменитой поэмы Джорджа Байрона. Музыка написана французским композитором Адольфом Аданом, основоположником романтического балета, партитура которого впоследствии была дополнена яркими номерами других композиторов.

 Мировая премьера балета состоялась в Парижской опере в январе 1856 года. Говорят, что спектакль имел оглушительный успех. С тех пор этот балет остается одним  из самых популярных среди любителей классических постановок. Это захватывающая история о настоящей любви корсара Конрада и его возлюбленной Медоры. Трое пиратов волею судьбы попадают в кораблекрушение и затем оказываются на острове, где их спасают красавицы гречанки. Пират Кондор влюбляется в прелестную Медору. Так начинается балет "Корсар", который называют красивой восточной сказкой со счастливым концом.

На сцене театра оперы и балета УР его поставил главный балетмейстер, заслуженный деятель искусств УР Николай Маркелов. В этом спектакле он постарался максимально сохранить основные моменты оригинальной постановки великого Мариуса Петипа.

- У этого спектакля богатая история, очень много версий по миру блуждает, - рассказывает Николай Маркелов. - Но так как я - выпускник Академии Русского балета имени Вагановой в  Санкт-Петербурге, то при постановке спектаклей всегда ориентируюсь на редакции Мариинского театра. И наш  «Корсар» не стал исключением. Я постарался сохранить классическую трактовку Мариуса Петипа: это сцены па-де-де, «Пиратский танец», «Одалиски», «Оживленный сад», конечно, с некоторыми дополнениями и изменениями. Например, в третьем акте появился вставной номер, который я ставил очень давно в Саратовском хореографическом училище. Он называется «Райская птичка» на музыку Штрауса.  Его пришлось поставить, чтобы наши девочки успели переодеться на следующий номер. На мой взгляд, «Райская птичка» на музыку Штрауса украсила наш спектакль. Ну о номер «Оживленный сад», который считается шедевром Петипа, мы оставили его в неизменном виде: на сцене - 43 танцовщицы. И это - грандиозное  зрелище.

 Как отметил Николай Игоревич, «Корсар» - это очень интересный спектакль, в котором есть захватывающий сюжет, красота декораций и изящная музыка. Можно сказать, что в спектакле воссоздана как «разбойничья романтика» жизни пиратов, так и атмосфера быта Греции османского периода: краски восточного базара, султанского гарема, пряных удовольствий юга.

-  Работа над спектаклем началась еще летом прошлого года. А на большую сцену артисты вышли незадолго до премьеры - в середине марта. За неделю до премьеры нам удалось провести несколько репетиций. Мы постарались удивить зрителей яркими красками и восторженным настроением. Я все время говорю своим коллегам: «В этом спектакле нет какой-то сложной драматургии. Нужно танцевать азартно, весело, легко. Мы должны покорить зрителей красотой танца». Хотя нужно признаться, что этот балет танцевать достаточно сложно, - признался Николай Маркелов.

Любовь побеждает все преграды!

В новой постановке занята вся театральная труппа: артисты балета, миманс, хор и воспитанники детской хореографической школы - всего около 70 человек. Добавим к этому музыкантов симфонического оркестра театра под управлением заслуженного деятеля искусств УР Николая Роготнева, а также всех, кто участвовал в подготовке спектакля: шил костюмы, делал декорации, ставил свет и звук. Одним словом, постановка «Корсара» - это результат огромной работы большой команды.

Ижевские зрители уже привыкли, что обычно в постановках театра оперы и балета главные партии исполняют приглашенные солисты из Москвы, Казани, Санкт-Петербурга и других городов страны. «Корсар» - первый большой классический  спектакль, в котором принимают участие только артисты театра (у нас есть такие спектакли, но там авторская постановка, поэтому требуется уточнение). Главную мужскую роль, пирата Конрада,  в разных составах исполняют Роман Петров и Даниил Пономарев. Оба - талантливые артисты, отлично чувствующие ритм и нюансы, обладающие виртуозной техникой.

Даниил Пономарев приехал в Ижевск три года назад после окончания Саратовского областного колледжа искусств. Признается, что за это время театр оперы и балета стал для него родным, поэтому Даниил связывает с ним свои дальнейшие планы и мечты.

- В прошлом году я сыграл главную роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта».  А в «Корсаре» я играю Конрада - смелого и решительного человека, который должен вести за собой корсаров. Мой герой влюбляется в прекрасную Медору и спасает ее из плена.  Не буду раскрывать весь сюжет, но могу сказать, что настоящая любовь побеждает все преграды, - говорит молодой танцовщик

На вопрос, что самое сложное было при подготовке спектакля, Даниил ответил так:

- Самым сложным для меня было привыкнуть к костюму Конрада. Я никогда не носил юбок, поэтому поначалу мне неудобно было танцевать. Также непривычно было выступать в кожаной обуви. А в техническом плане тоже было немало трудностей – много вращений, прыжков и других сложных элементов.

Главную женскую роль Медоры постановщик доверил исполнить Эйми О Донахью и Уэно Мидзуки. Имя Эйми О Донахью хорошо знакомо любителям классического балета, поскольку на протяжении восьми лет она успела сыграть главные партии во всех балетных спектаклях. А ее соотечественница Уэно только начинает завоевывать любовь ижевской публики.

- Я родилась в Японии, окончила Московскую Академию балета, потом работала в театре в Улан-Уде. Три года назад приехала в Ижевск, - рассказывает Уэно. -  В прошлом году исполнила главную роль в спектакле «Ромео и Джульетта». И вот – новый спектакль «Корсар». Я несколько раз смотрела этот спектакль в исполнении артистов Мариинского театра. Мне очень понравилось. Я очень люблю танцевать, хотя в «Корсаре» очень сложная техника, приходится нелегко.

Когда Уэно виртуозно исполняет на сцене 32 фуэте, зрителям кажется, что это ей ничего не стоит! Безусловно, это не так. За легкостью исполнения скрывается огромный труд. По словам молодой балерины, репетиции спектакля проходили два раза в день: утром с 10 до 14 часов, вечером с 18 до 21 часа.  Если репетиций в театре не было, Уэно танцевала дома, чтобы быть в форме. Как и всем балеринам, ей приходится соблюдать диету и не есть сладкое. В основном она предпочитает гречку, рис и мясо.

Роскошные декорации и изысканные костюмы

Все, кто успел посмотреть этот спектакль, отмечают, что он получился очень ярким, захватывающим и динамичным. Несмотря на то, что «Корсар» идет более двух часов, интерес зрителей на протяжении всей постановки не ослабевает.

Во многом успеху постановки способствовали великолепные декорации, выполненные по эскизам талантливого художника из Санкт-Петербурга Сергея Новикова. Он сумел создать на сцене яркий мир романтической истории: восточный невольничий рынок, таинственная пещера – убежище корсаров, где с тёмных сводов свисают фонари, а на земле горят костры. Но особое впечатление на зрителей производит корабль на фоне морского пейзажа. Как оказалось, на создание декораций «Корсара» художника вдохновили путешествия по разным странам, любовь к морю и интерес к Востоку.

Сергей Новиков окончил Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства по специальности «художник музыкального театра», учился в Академии художеств им. Репина. В качестве художника-постановщика он осуществил более 70 постановок в театрах России и Европы. В их числе -  балеты «Маугли», «Конек-Горбунок», «Шинель», «Анна Каренина», мюзикл «Том Сойер», опера «Евгений Онегин» и другие.

На протяжении нескольких лет Сергей Новиков тесно и плодотворно сотрудничает с театром оперы и балета нашей республики. Зрители хорошо знают и любят постановки, где он выступил главным художником-постановщиком: «Чиполлино», «Лебединое озеро», «Баядерка», опера «Турандот», опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и рок-опера «Юнона и Авось».

- Мне интересно работать с театром оперы и балета в Удмуртии. Могу отметить, что с каждым годом уровень постановок неизменно растет, - поделился Сергей Новиков с корреспондентом «Республики». – «Корсар» - это балет-приключение. И мне хотелось создать на сцене атмосферу свободы, романтики и любви. Конечно, тема моря очень близка мне, я работал над ней еще в рок-опере «Юнона и Авось». Но тут совершенно другой спектакль. Не буду скрывать, что было много работы. И в этот классический балет мне хотелось привнести свое видение истории Корсара.

Безусловно, украшением спектакля являются роскошные костюмы, стилизованные под восточную старину. Они были сшиты в театральном цехе по эскизам художника по костюмам Марины Кононовой из Санкт-Петербурга, которая работает технологом в Мариинском театре. Спектакль «Корсар» – это ее дебют. Кстати, все атрибуты жизни морских пиратов (ножи, мечи, кинжалы) и разная восточная кухонная утварь сделаны вручную ижевскими мастерами.

Впереди – большие планы

Как отметил Николай Маркелов,  «Корсар» - этот предпоследний спектакль в череде классических постановок в театре оперы и балета УР. За 15 лет работы в Ижевске Николай Игоревич поставил почти все самые известные спектакли балетной классики – «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Баядерка», «Дон Кихот».

- Безусловно, как любой стратег, я планирую свою работу. И у меня был план на ближайшие годы. Я отложил «Корсара» на самый последний момент, потому что было важно знать, что труппа справится с этой сложной постановкой. И сейчас могу сказать, что  «Корсар» стал для нашей труппы настоящей школой профессионального мастерства, ступенькой её роста. Следующий спектакль  - балет Александра Глазунова «Раймонда».  Когда мы его поставим, мы закончим освоение наследия Мариуса Петипа и  сможем обратиться к спектаклям романтизма. Также в следующем сезоне мы хотим поставить современный спектакль про царицу Клеопатру. Конечно, все будет зависеть от творческого потенциала труппы и наших финансовых возможностей. Самое главное, что у нас сложились замечательные отношения со зрителями, и на все спектакли – аншлаги. Надеемся, что никакие кризисы и катаклизмы не помешают нашему театру в осуществлении самых смелых планов и замыслов, - отметил Николай Маркелов.

Он также подчеркнул, что большие надежды он возлагает на детскую хореографическую школу. Ее воспитанники с малых лет  участвуют во многих постановках театра. Сейчас половину труппы театра составляют выпускники этой школы. Например, Кристина Жидкова  учится в республиканском колледже культуры УР, и в «Корсаре» она исполняет «Палестинский танец». 10 июня состоится отчетный концерт детской школы, на котором юные танцовщики исполнят фрагменты и вариации из известных балетных спектаклей.

Одним словом, театр находится в прекрасной творческой форме!

Галина Павлова

 

l>