Ирина Попова. Никто не желает быть пятым лебедем в третьем ряду


Она уютно устроилась в кресле, приготовившись к нашей беседе, а мне в глаза бросаются ноги в смешных мягких чунях. Поймав мой взгляд, Ирина Попова – солистка балетной труппы Театра оперы и балеты Удмуртской Республики с улыбкой объясняет: «У нас так все ходят, ноги надо держать в тепле после тренировки и разогрева».

Справка

Ирина Попова, солистка Театра оперы и балета УР
Прошла путь от простой артистки кордебалета до ведущего актёра сцены. В настоящее время занята во всех балетных спектаклях текущего репертуара, исполняет сольные партии в балетах, а также балетные номера в опереттах, детских спектаклях. Экспрессия и темперамент, облечённые в отточенную и филигранную форму, – эти свойства артистического дара проявляются во всех её сценических образах. В 2020 году имя артистки балета приказом Министерства культуры УР занесено на Доску почёта Министерства культуры Удмуртской Республики.

Даже не верится, что у одной их солисток труппы нашего театра, исполняющей множество ведущих партий, нет специального академического образования. Она не заканчивала именитые балетные школы и не занималась у признанных педагогов. «Самородок» – шутят коллеги и руководство, «талантище» – восклицают поклонники и одаривают любимицу громом аплодисментов.

«Заниматься в танцевальный кружок меня привела мама. Не скажу, что я прямо очень хотела: ну хожу и хожу, как правило, все девочки занимаются либо танцами, либо музыкой и рисованием. Впервые меня «зацепило» в классе третьем, когда педагог по ритмике Алексей Юрьевич Мурзин отметил мои способности и растяжку. Он поговорил с мамой и уговорил её перевести меня в хореографический класс, который был при нашей школе, а позднее – в хореографический лицей. Вот там и началась для меня другая, по-настоящему насыщенная жизнь. Четырнадцать уроков в день – литература, математика, русский язык чередовались с народными, классическими и историко-бытовыми танцами. Мне очень нравилось заниматься, педагоги хвалили, у меня многое получалась. Даже тогда, когда папе предложили хорошую работу в Екатеринбурге и семья решила переехать на время туда, меня оставили с дедушкой в Ижевске. Близкие были уверены во мне, да и на глупости, честно говоря, у меня не было времени: уходила из дома рано, возвращалась поздно.

Балет я «открыла» для себя лет в 14 – у нас был специальный класс и педагог, который познакомил меня с классическим балетом. Тогда же встала на пуанты, звучит, наверное, забавно, маленькие девчушки на них стоят уже в 4-5 лет, а я – подростком только начала. Этот мир настолько меня покорил, что я твёрдо решила – хочу танцевать. После окончания лицея мы дружной ватагой поступили в Удмуртский государственный университет. Многие мои одноклассники посвятили себя народным танцам, я же решила «отдаться» балету. Пока училась в университете, участвовала в массовках в нашем театре оперы и балета, позднее он стал моим первым местом работы.

Пятый лебедь в третьем ряду

Какой солдат не мечтает стать генералом? Так и в балете – кто из нас не думает о большой сцене и ведущих партиях? Условно говоря, никому не хочется быть пятым лебедем в третьем ряду. Не знаю, как отважилась, но однажды в конце своего отпуска я рванула в Питер. Очень хотелось попробовать свои силы, оценить способности, научиться чему-то большему. Я прошла отбор в театр балета имени Леонида Якобсона, меня взяли с испытательным сроком.

Началась «взрослая» жизнь: общежитие, постоянные репетиции и выступления, мне каждый день надо было доказывать, что я не занимаю чьё-то место, что достойна выступать на этой сцене. В то же время в затылок постоянно дышали новые претенденты, из желающих здесь работать выстраивалась очередь. В Санкт-Петербурге сильны балетные традиции, существует академия и балетные школы. У выпускников – академичность и чистота линий, они все как один – постановка рук, ног, выучка, стилистика. А на тебя, с периферии, смотрят немного снисходительно, мило улыбаясь: ну молодцы, неплохо, тоже можете, оказывается. (Смеётся.) 

Конечно, работа на одной из лучших сцен страны в течение шести лет дала немало. У меня многое стало получаться, я смогла проявить себя, появились сольные партии. Но всё же не хватало настоящего творчества, иногда работа превращалась в сплошную рутину: бесконечные «Лебединое озеро» и «Жизель», особенно в тёплое время года, когда в Северной столице много иностранцев. Мы буквально зачёркивали дни в календаре, ожидая окончания летнего сезона. Кроме того, муж настойчиво желал пополнения в семье, уговаривая меня подумать о ребёнке.

Буду мамой

Декрет для балерины сродни катастрофе, так может сказать почти каждая из нас. В первую очередь это страх потерять форму и рабочее место, мысли о невозможности заниматься любимым делом. А ещё дети – это проверка на прочность отношений двух взрослых людей, решивших стать родителями. К сожалению, мы с мужем не смогли её пройти, я вернулась домой, к маме.

Сыну был почти год, когда я зашла в родной театр, где когда-то начинала, навестить коллег. Меня встретил Николай Игоревич Маркелов, с ним мы были знакомы ещё с Питера, он ставил в театре несколько спектаклей Якобсона. Со словами «чего дома сидишь», «выходи к нам на работу» он предложил мне вернуться в труппу. Сказать, что я была счастлива, ничего не сказать! Радость, страх, мысли, что могу не справиться, – чего я только не передумала. Мама взяла на себя заботу о сыне, а я понеслась в театр. И тут началось: роль Шехеразады по Римскому-Корсакову в «Дягилевских сезонах», новые постановки, репетиции. Я беспокоилась, что у меня после декрета будет плохо гнуться спина, понадобится долгое время на восстановление, но, не поверите, уже через две репетиции всё было замечательно. Вот что значит желание танцевать и родные стены! 

Сейчас сыну десять лет, я думаю, что он гордится мной, хотя дома и передразнивает меня порой, изображая балетные па. Он часто бывает в нашем театре и на репетициях, знает и понимает, сколько труда вкладывает вся труппа в каждый спектакль. Мне приятно слышать отзывы его одноклассников, которые после просмотра наших детских постановок говорят, что им очень понравились главный герой и Гришина мама. (Смеётся.) 

Три корочки хлеба

Когда меня спрашивают, как я держу свою форму, то всегда отвечаю: никак. У меня нет культа еды, как и бесконечного подсчёта калорий. Если посмотреть на наших ребят, то мы все здесь ходим с бутербродом или ещё каким-то перекусом. Энергии на выступления и репетиции тратится столько, что лишним килограммам просто некогда откладываться. По утрам в моей семье овсянка (я её просто обожаю), вечером могут быть и плов, и отбивные. Жареную картошку с салом я не ем, отдав предпочтение курице или запечённому мясу, но это скорее дело привычки, чем желание иметь идеальную фигуру. Конечно, следить за питанием хотя бы минимально надо, не хотелось бы, чтобы партнёр делал замечания по поводу лишнего веса. Пока «диспуты» в нашей среде идут только вокруг техники, отработки каких-то движений.

Надо сказать, что мужчинам-партнёрам приходится с нами нелегко в буквальном смысле. (Смеётся.) Даже если партнёрша худенькая и маленькая, чтобы её поднять, необходимо приложить большие усилия, а ребята, сами понимаете, не Геркулесы и не чемпионы мира в тяжёлом весе. Тем не менее сложные поддержки всегда присутствуют, наша задача – помочь нашим мужчинам технически: разогнаться, оттолкнуться, прыгнуть. Как правило, мы давно работаем вместе, имеем большой опыт, доверяем и уверены друг в друге.

Миру мир

Для каждого из нас важна атмосфера и отношения в коллективе. К счастью, у нас нет нездоровой, болезненной конкуренции. Труппа малочисленна, поэтому каждый имеет возможность проявить себя в той или иной постановке. Это не как в Большом театре, где дублёры ждут, когда прима уйдёт на больничный, чтобы исполнить сольную партию. (Смеётся.) Участие в спектаклях разных жанров, в той же опере, помогает каждому из нас получить опыт, посмотреть на себя с другой стороны. Радует, что наш репертуар достаточно разнообразный и не похож на «заезженную пластинку», постоянно новые роли и образы, есть возможность подготовиться, перестроиться, собраться. Мне нравятся все партии, в которых я задействована, уверена, что у нашего театра большое будущее, и мы ещё не раз будем удивлять зрителя новинками и премьерами новых спектаклей 


l>