Опера нового измерения


Опера нового измерения

Государственный театр оперы и балета Удмуртии имени Чайковского продолжает готовить к премьере оперу «Травиата», входящую в знаменитое «трёхзвездие» Джузеппе Верди вместе с «Риголетто» и «Трубадуром». Главный дирижёр театрального коллектива Николай Роготнев в эксклюзиве для «Известий Удмуртской Республики» поделился эмоциями, которые вызывает музыка великого итальянского композитора, и погрустил по поводу отмен и переносов концертов из абонемента «Променад в оперном»…

Обманчивая простота

В афише республиканского театра «Травиата» появилась ещё в советскую эпоху, однажды этой постановкой на ижевской сцене продирижировал известный московский маэстро Евгений Колобов. Но если прежде в столице Удмуртии опера из знаменитого вердиевского «трёхзвездия» шла на русском языке,то сейчас труппа готовит её к исполнению на певучем итальянском…

- Шедевры из мирового золотого оперного запаса должен держать в своём репертуаре любой театр. При этом новые времена диктуют новые режиссёрские и музыкантские решения, - Николай Роготнев представил дирижёрскую и музыкантскую точку зрения на эту оперу Верди.- Мануально - технически и по-исполнительски «Травиата»вроде бы не должна представлять трудностей. Это не Равель с его сложными метроритмическими «числами» и не Скрябин с его тембральными исканиями. Но простота музыки «Травиаты» только кажется.

 Это простота первого взгляда,потому что когда ты начинаешь погружаться в ткань этой оперы, то возникает множество сложностей «типично»моцартовского» характера - прозрачно, всё слышно, но… Оппоненты Верди называли его оркестр «большой балалайкой» и для наглядности цокали языком, изображая незамысловатый ритмический рисунок: «Ум-ца-ца, ум-ца-ца!», на фоне которого парит голос. Они упрекали композитора в том, что ритмическая подкладка, эта «подушка» должна отличаться большой выразительностью, и как будто не слышали, что в том же знаменитом дуэте Виолетты и Альфреда в «Травиате» Верди нашёл серьёзные психологические нюансы. Сфорцандо у виолончели, какой-то подголосок как штрих, как один маленький мазок на холсте художника, когда музыка, соединяясь с драматическим действием и текстом, очень точно характеризует психологические состояния героев.

Но если при этом дирижёр возьмёт средний темп, то получится какой-то, простите, пошлый вальс! Но когда ты берёшь темп чуть живее, то затаённый звук создаёт на сцене потрясающую атмосферу бесконечного напряжения, передаёт моменты тревог, переживаний на фоне каких-то незначительных реплик, фрази подпевающего хора. Что тут сказать, Верди - это гений! Правда, если сравнивать красоту и мелодичность его музыки, то мне больше нравится «Риголетто», чем «Травиата». К тому же в своём «трёхзвездии» интонационно Верди бывает и повторяется, зато в «Аиде» он становится совершенно другим, с шикарным оркестром, фактурно близким уже к оркестру своего последователя Джакомо Пуччини.

Лучшая Виолетта

В одном из своих писем Верди утверждал, что для произведений, написанных в музыкальной форме, от оперных артистов требуется «всего» четыре качества: огонь, душа, нерв и энтузиазм.

- Полностью согласен с синьором Джузеппе, - отозвался Николай Серафимович. - Хотя огонь нужен в любом деле, которым занят человек. До сих пор музыковеды задаются вопросом: «Оперы Верди - это бельканто или не бельканто?! Вот оперы Беллини, Доницетти и Россини - это настоящее бельканто! А что в таком случае представляют собой оперы Верди?» С моей точки зрения, его оперы - это переход в новое измерение, когда важны не столько красота звука и прекрасные мелодии, сколько психологические состояния героев. Тем более сегодня, когда они выходят на первый план.

А вот лучшую исполнительницу партии Виолетты(почти за 170 лет, что «Травиата» идёт на мировой оперной сцене), Николай Роготнев назвать затруднился:

- Молодая Анна Нетребко на Зальцбургском фестивале в этой партии была прекрасна. Хороша была и Мария Каллас, хотя её исполнение не всегда отличалось чистотой. Или Рената Тебальди…До сих пор оперная публика спорит о том, кто из оперных прим был лучшей Виолеттой Валери, но прелесть искусства состоит в разных прочтениях и найденных образах.

Обрушение планов

Параллельно с оперной премьерой симфонический оркестр театра готовил большой программный цикл в проекте «Променад-концерты в оперном».

- Мы уже выучили «Поэму экстаза» Скрябина, разобрали Вторую сюиту из балета Равеля «Дафнис и Хлоя», но пандемия обрушила или перенесла все наши планы, - всплеснул руками маэстро Роготнев.

И было от чего всплеснуть! Помимо произведений Скрябина и Равеля, оркестр должен был представить Третий фортепианный концерт Прокофьева с солистом Андреем Гугниным, три Скрипичных концерта - Стравинского, Глазунова и Первый Шостаковича с солистами Сергеем Поспеловым и Родионом Петровым.

Кроме того, должна была прозвучать музыка Моцарта и Генделя с солирующим гобоем Алексея Балашова, кантата Танеева «Иоанн Дамаскин» и Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова с солистом Вячеславом Грязновым, а также Шестая «Патетическая» симфония Чайковского.

Причём вместе с планами ближнего радиуса творческого действия у дирижёра есть намерения с дальним прицелом.

- Но что из всего этого нам в итоге удастся исполнить пока неизвестно. Всем нам очень хочется получить возможность выйти на сцену, потому что когда артисты дают спектакли, играют концерты, связь со зрителями позволяет набирать творческий тонус. В отсутствие же этой связи ты начинаешь постоянно спрашивать себя: «Когда всё это, наконец, закончится?!»

Теперь у нас почти не остаётся надежды на то, что мы откроемся даже в декабре, - в искреннем монологе произнес Николай Серафимович.

По стопам Верди

Абсолютно случайно выяснилось, что маэстро вольно или невольно разделил аграрные увлечение Джузеппе Верди. Далеко не все любители итальянской оперы знают, что в свободное от сочинения музыки время «старик Джузеппе» занимался земледелием, мелиорацией и животноводством.

- Увлечение Верди передалось и мне, - впервые за время разговора улыбнулся Николай Роготнев и напел мелодию из «Травиаты» в сцене в загородном поместье. - В деревне у меня есть огород,где я провожу небольшие агрокультурные мероприятия. Видать, возраст подталкивает быть ближе к земле и природе…

Автор: Александр Поскребышев

l>