Театр встречает весну


Театр встречает весну…


Государственный театр оперы и балета Удмуртии продолжает знакомить зрителей с шедеврами классики

Прошёл ровно год, как в России официально объявили о начале пандемии коронавируса. Этот год стал настоящим испытанием как для артистов, так и для зрителей. С марта по декабрь 2020 года все спектакли были отменены, и артисты были вынуждены репетировать дома или в театре малыми группами. Новый театральный сезон был открыт на два месяца позже обычного, 1 декабря 2020 года, зрители увидели одну из самых популярных опер в мире - «Травиату» Джузеппе Верди.

- За время пандемии зрители соскучились по театру, а мы по зрителям, - говорит  руководитель музыкально-литературной части театра Анна Попова. - Все с нетерпением ждали, когда же, наконец, распахнёт свои двери театр оперы и балета. Напомню, мы открыли 63-й театральный сезон 1 декабря долгожданной премьерой оперы «Травиата». Это была вторая постановка спектакля, который был поставлен еще 1988 году на русском языке. Спустя более 30 лет  наш театр вновь обратился к этой известной итальянской опере. Мы должны были показать его публике ещё в апреле 2020 года, но, к сожалению, начался локдаун. За восемь месяцев у нас не было ни одного спектакля. Поэтому артисты были рады снова увидеть зрителей, хотя заполняемость зала до сих пор составляет всего лишь 50%. И мы говорим, что на соседних стульях сидят Музы, которые смотрят спектакли вместе со зрителями.

А 19 марта ижевские ценители высокого искусства смогли посмотреть известную оперу «Аида». Это одна из самых известных опер Джузеппе Верди, которая рассказывает о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды - дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне.

Премьера оперы состоялась 140 лет назад в Каире. С тех пор это произведение буквально не сходит со сцен ведущих мировых театров. Спектакль не раз показывали и в столице Удмуртии.  Впервые ижевские зрители увидели эту постановку на итальянском языке в Ижевске в октябре 2012 года.

За прошедшие годы главные партии в опере «Аида» исполняли самые разные оперные певцы. На этот раз для участия в этом спектакле в Ижевск приехали заслуженный артист России, солист Мариинского театра Ахмед Агади, заслуженная артистка Самарской области, солистка Самарского театра оперы и балета Татьяна Ларина, солист Башкирского театра оперы и балета Айгиз Гизатуллин. Они поделились с корреспондентом журнала «Республика» своими впечатлениями от работы с ижевскими коллегами.

«Я спел Радамеса 600 или 700 раз»

Ахмед Агади входит в число лучших теноров современности и выступает на многих известных оперных сценах. Он выступал на самых известных оперных сценах мира – в  Большом театре в Москве, в Амстердамской опере, в Королевской Датской опере, в Будапештской опере и других.

По мнению театральных критиков, Ахмед Агади обладает техничным, редкой красоты и подвижности голосом. Он - постоянный сценический партнер «звезд» оперной сцены Анны Нетребко и Марии Гулегиной. Певец много гастролирует, на его творческом счету выступления во Франции, Великобритании, Голландии, Австрии, Бельгии, Латвии, Аргентине, Турции и других странах. Выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Ахмед Агади начинал карьеру певца в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а с 2005 года является солистом оперной труппы Мариинского театра. В опере «Аида» он исполняет партию Радамеса.

 - Этот спектакль я уже пел в вашем театре год назад. Поэтому мы репетируем три дня до начала спектакля. Этот спектакль «Аиада» - статичный, в котором мы показываем всё, что внутри героя, внутренние переживания героя. Интриги, страсти – они в каждом взгляде, в каждом жесте. Тут очень красивые декорации и костюмы. .Наш Мариинский театр работает с июля месяца. Уже столько было спектаклей! Во время пандемии я пел на сцене Мариинки турандот, Тоску, Сельская честь. Мы работаем уже полгода.

- Я тщательно готовлюсь к каждой роли, изучаю эпоху, во время которой происходит действие. Радамес - это очень сложная роль. И очень многие знаменитые вокалисты отказываются от этой роли, потому что она трудная для исполнения. Например, великий тенор Большого театра Атлантов отказался, потому что это сложная  партия. У нас в России по пальцам можно пересчитать исполнителей, кто поёт партию Радамеса.

- Сколько раз вы исполняли эту роль?

- Я спел Радамеса 600 или 700 раз, точно сказать не могу. Можно сказать, что уже сбился со счёту, сколько раз я исполнял эту партию. Причём исполнял их не только в России, но также в Англии, Франции.  Швеции.

- У вас есть любимая роль?

- У меня есть 10-15 больших ролей, и все они любимые. Я знаю их наизусть. Поэтому хоть ночью меня разбудите, я могу исполнить. Я всё время в работе. Главное - быть в форме. Я внимательно отношусь к своему здоровью. Нужно пить витамины, носить маски, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться и высыпаться, чтобы организм был в тонусе. Если ты здоров, ты поёшь. Каждый спектакль – это настоящий экзамен. Я такой эмоциональный человек, стараюсь всю свою энергетику и эмоции отдавать зрителям, чтобы они поверили, что на сцене кипят настоящие египетские страсти.

- Как вас встретила Удмуртия?

- Я не первый раз в Ижевске, всегда с удовольствием приезжаю в ваш город. У вас такой холодный край, много снега, в общем – настоящая зима. Конечно, здесь не такие большие гонорары, как в крупнейших театрах – они чисто символические. Но когда меня приглашают, я соглашаюсь, потому что мне здесь нравится коллектив – хор, оркестр, сотрудники театра. У вас очень добрые и отзывчивые люди.  Могу сказать, что в столичных и зарубежных театрах совсем другая атмосфера. И мне хочется приезжать сюда, где хорошо встречают, где по-домашнему тепло и уютно. 

 

«В Ижевске я как дома»

Роль Аиды исполнила солистка Самарского театра оперы и балета, заслуженная артистка Самарской области Татьяна Ларина. Она много раз выходила на ижевскую сцену и с большим успехом исполняла партии Лизы в «Пиковой даме», Флорию в «Тоске», а также исполняла главную роль в опере «Аида» прошлом году.

- Ижевск почти не отличается от Самары по погодным условиям. Я прилетела на самолёте и чувствую себя как дома.

- Насколько сложно найти контакт с другими актёрами?

-  С Ахмедом мне работается легко, потому что мы с ним уже давно выступаем на сцене в Самаре. Поём и «Тоску», и «Аиду». Мы давно понимаем друг друга с полуслова. С Айгизом Гизатуллиным тоже выступали вместе на нашей самарской земле. Никаких сложностей и непонимания нет. Каждый знает свою партию, поэтому на репетициях перед спектаклем мы только отрабатываем мизансцены. Ваша труппа вообще потрясающая. Настолько сразу хорошо приняли, люди очень открытые. Отличаются от самарцев, у вас намного радушнее, всё по-домашнему. И хочу отметить хор. Это редкость - встретить в провинциальном театре небольшой по составу хор, но именно он делает оперу яркой. Браво – хормейстеру!


 Впереди – новые постановки

На протяжении нескольких десятилетий каждую весну в Удмуртии проходил Международный музыкальный фестиваль «На родине Чайковского». Однако из-за коронавируса в прошлом году он был отменён, а нынче перенесён на лето. Тем не менее, руководство театра оперы и балета решило включить в апрельскую афишу классические постановки - это будет своеобразное посвящение великому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Зрители увидят оперы «Турандот», «Пиковая дама», «Травиата», «Любовный напиток», балеты «Корсар», «Баядерка» и, конечно, самые знаменитые балеты Чайковского - «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

- Этот сезон знаменателен тем, что проходит в «ковидных» условиях. И нашему коллективу пришлось преодолеть немало трудностей. Многие артисты переболели коронавирусной инфекцией. Но тем не менее нам удалось достойно подготовиться к театральному сезону и порадовать зрителей интересными постановками. Мы не только подготовили новые спектакли, но и восстанавливаем старые. В них участвуют как приглашенные солисты, так и наши молодые «звёзды» - Дина Афанасьева, Виктор Ольхов, в труппу влились Наталья и Михаил Меньшиковы, Ольга Ушакова, Екатерина Стребкова и другие. Они активно входят в репертуар театра. Также у нас появился новый молодой дирижёр Иван Виноградов – выпускник Московской консерватории имени Чайковского. Радует, что наши постановки по-прежнему пользуются большим успехом у зрителей, это значит, что мы работаем не зря, - отмечает музыкальный руководитель и главный дирижёр Николай Роготнев.

 Руководство театра надеется, что уже осенью состоится премьера знаменитой оперетты Штрауса «Летучая мышь».

- Мы считаем, что в наше сложное время людям не хватает оптимизма, - отмечает руководитель музыкально-литературной части театра Анна Попова. - И если в области оперного искусства сейчас много каких-то режиссёрских версий и открытий, то к оперетте современные режиссёры обращаются значительно реже.  А между тем оперетта очень востребована у зрителей. Их привлекает её легкость, красота, захватывающий сюжет. Поэтому мы решли,  что оперетта – это то, что нужно нашей публике. Многие ижевчане помнят, что «Летучая мышь» была поставлена в нашем театре  во второй половине прошлого века. Но тогда было другое время, поэтому новая постановка «Летучей мыши», которую ставит наш режиссёр-постановщик Николай Маркелов, будет совершенно иной. Кстати, для него это новый жанр – оперетты он ещё не ставил. Но, думаю, будет интересно!


Театр – это судьба!

Итак, в 63-м сезоне в труппе театра появились новые вокалисты, артисты балета, вокалисты и музыканты в оркестре. Мы предлагаем нашим читателям познакомиться с молодыми «звёздами» театра оперы и балета.

Дина Афанасьева:

- Я с детства мечтала стать певицей - начала петь в три года. Окончила музыкальную школу по классу фортепьяно. Но потом немного отошла от искусства, поступила в институт на экономическую специальность и даже поработала в этой сфере. Но потом поняла, что я себе не прощу, если брошу музыку. Поступила в музыкальный колледж на отделение хорового дирижирования, а через два года стала студенткой Воронежского института искусств.  В общей сложности училась 21 год. Но на этом учёба не заканчивается, поскольку артисты учатся всю жизнь. И каждый спектакль – это настоящий экзамен для артиста.

В сентябре 2020 года после окончания института искусств я приехала на прослушивание в Ижевск. Мне сразу понравился коллектив и сам театр. И когда меня пригласили в труппу, я сразу согласилась. «Это судьба!», - подумала я. Мне сразу предложили попробовать себя в главной роли в опере «Травиата». Это настоящая удача для молодой солистки! Партия Виолетты в «Травиате»  -  это партия, о которой мечтают многие певицы.  Мне просто повезло, что моя творческая жизнь началась именно с этой роли. Конечно, это было очень сложно. Но я приложила немало усилий, чтобы всё получилось. За прошедшие полгода у меня было сразу три премьеры – в опере «Травиата», рок-опере «Юнона и Авось» и в опере  «Евгений Онегин». А в апреле я впервые выйду на сцену в роли Лиу в опере «Турандот». Это сумасшедший старт!

Виктор  Ольхов:


-  Я работаю в этом театре шестой год. Исполняю такие серьезные партии как Неморино – в опере «Любовный напиток», Ленского в «Евгении Онегине», а в этом сезоне мне доверили роль Альфреда в «Травиате». Впервые я приехал в Ижевск, когда учился на 4 курсе Пермского института культуры. Первое, что у меня спросили: «Вы готовы приехать к нам и работать?». Это меня сразу зацепило, и я ответил, что, конечно, готов. Тогда театр был ещё на реконструкции. И через год я приехал сюда работать. Мне сразу дали роль Ленского в опере «Евгений Онегин».  И в первый месяц было много спектаклей, причём Онегины были разные, а Ленский – я один. Иногда приходилось ездить в Пермь на один день, чтобы сдать экзамен. Но такие трудности меня не пугали, потому что я хотел петь и развиваться.

Некоторые молодые артисты, которые приходят в театр, мечтают вначале освоить маленькие роли, набраться опыта. Посмотреть и послушать, как поют мэтры.  А мне просто повезло, что мне – студенту - сразу дали центральную партию.

Мне нравится классическое искусство, нравится взаимодействовать с актёрами, погружаться в разные исторические эпохи. Нет, я не хочу попасть в Ла Скала.  Меня устраивает работа в Ижевске, где есть замечательная труппа, прекрасный зал, благодарные зрители и  хорошие режиссёры.. А если постоянно искать место получше, то можно остаться у разбитого корыта, как в известной сказке Пушкина. Конечно, в больших театрах больше гонорары. Всё зависит от того, что нужно человеку для счастья. Я готов делать всё, чтобы развиваться и реализовывать свой потенциал.  Ведь плохих ролей не бывает, каждая роль по своему уникальна.

Меня иногда спрашивают, как я восстанавливаю силы после спектакля. Нет, я не иду петь в караоке, Иногда могу просто после спектакля пройтись до дома пешком, чтобы немного прийти в себя. А лучше полежу в ванной. Главная задача хорошего артиста – вовремя избавиться от образа. Потому что можно заработать проблемы из-за эмоционального выгорания.


Текст: Галина Павлова


 


 


 


 


l>