Удмуртская правда: Остановись, мгновение, ты прекрасно!

Особое искусство

Выставку «Балеты Чайковского в постановке Николая Маркелова» подготовили Театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского и фотограф Вячеслав Бакулев. С недавнего времени он стал штатным «фотолетописцем» театра, фиксируя в подборках кадров каждый спектакль. Работа на балетных постановках оказалась особенно впечатляющей.

Тут необходимо сделать отступление. Жанр балетной репортажной фотографии активно развивается в мире и в России уже сотню лет – с того времени, когда технические усовершенствования позволили получать качественные снимки в движении. Десятки фотографов сделали себе имя и карьеру именно снимая балеты, оттачивая свое мастерство и чувство момента годами и десятилетиями: нажать кнопку пуска фотокамеры в ту долю секунды, когда солисты доводят жест до максимума, недостаточно (хотя это само по себе требует превосходного знания техники танца и манеры исполнения каждого танцовщика – фотограф должен безошибочно понимать, что именно этот короткий миг и есть «тот самый», а в следующий артист начнет другое движение), нужно учитывать игру света, работу кордебалета на заднем фоне, общую композицию кадра.

В Ижевске школы балетных фотографов не существует. Само искусство классического балета пришло в родной регион Чайковского поздно – в последней трети ХХ века. Профессиональной балетной труппе нашего театра чуть больше 30 лет. Конечно, балетные спектакли прошлых десятилетий запечатлены на пленку, но выдающимися эти фотохроники назвать нельзя: недостаток опыта работы фотографов того времени дает о себе знать не самыми выразительными кадрами, зачастую неудачной композицией, не самыми выигрышными ракурсами, в которых схвачены движения артистов.


Погружение в тему

Вячеслав Бакулев начал снимать спектакли Театра оперы и балета около двух лет назад. Чтобы набить руку, не пропускал ни одного спектакля, ни одной общей репетиции. Как и требуется для настоящего театрального фотографа, он сам стал почти экспертом в балете: зная каждую сцену, каждое па-де-де и па-де-труа наизусть, он точно понимает, когда сможет получить наиболее выигрышный кадр.

Сам Бакулев рассказывает:

– Когда судьба свела меня с Театром оперы и балета, я был уже «бывалым» фотографом. Камера нового поколения, которую я тогда приобрел, позволяла претендовать на попытку поработать в театральном зале и за кулисами. Когда начал снимать первые спектакли, понял: с одной стороны, снимать легко, с другой - не понятно, что именно. Я ничего не знал об этом – о мире балета, о композиции мизансцен. Я не был балетным театралом. Чтобы понять, что надо снимать, а что можно опустить, пришлось изменить собственный подход. Разумеется, нужно знать либретто и главных героев. К сожалению, наша общая «бытовая» культура такова, что среднестатистический человек ничего в балете не понимает – что-то красивое танцуют на сцене, и хорошо. А из мужчин в России вообще редко кто любит балет. На рок-концерты мы научились ходить, эту музыку мы знаем, а посещать балеты нам кажется едва ли не странным – там же танцуют «парни в лосинах». А чтобы полюбить классику, надо ее изучать. Чем глубже ты погружаешься в тему, тем больше у тебя появляется любимых артистов, персонажей, сцен. Начинаешь ждать их появления, испытывать трепет и радость. Складывается принятие, появляется послевкусие, а потом и желание поделиться собственными впечатлениями и восторгом перед этим искусством.


Работа с мастерами

С «материалом» Бакулеву повезло: его работа в театре совпала с «эпохой Маркелова»: все балетные премьеры последних лет осуществлены главным балетмейстером театра Николаем Маркеловым, хореографом с безупречным чувством сценического пространства, ревностным хранителем чистоты линий балетной классики и требовательным педагогом, который добился от кордебалета театра такой слаженности работы, какой раньше, надо признать, в нашем театре не было. Съемку с каждого спектакля Бакулев обсуждает с Николаем Маркеловым не только как с автором спектаклей, но и как с безусловным экспертом:

– Понимаю, что в сравнении с мастерами, посвятившими балету всю жизнь, я останусь лишь любителем, который просто вкратце ознакомился с материалом. Кроме того, важно обсуждать результат творчества. Поэтому я не люблю сам выбирать удачные кадры, а предоставляю это компетентным в балете людям. Мои фото – это лишь отражения спектакля, его преломление в моих глазах. Но важно и то, как сами его создатели видят свою работу.

Ни один кадр не должен подводить тот огромный коллектив, который трудился над каждым спектаклем – балетмейстера, солистов, артистов кордебалета, художника по костюмам и сценографа, художника по свету и осветителей, даже костюмеров и постижеров. Никогда не представлю публично кадр, где у героини сдвинулся парик или сбился рукав, или ракурс, на котором кордебалет не выглядит синхронно. Я всегда на стороне создателей спектакля, которые дарят нам эту красоту и делают наш мир лучше.


Анна НИКИФОРОВА, куратор выставки, заведующая литературной частью Театра оперы и балета Удмуртии:

– Вячеслав Бакулев умеет снимать живой балетный спектакль, а это задача чрезвычайно сложная, и не только с технической точки зрения. Умение найти нужный ракурс, «поймать» идеальную позу, передать стремительность и точность движения балетных танцовщиков на сцене - все это требует определенных знаний, опыта, развитой художественной интуиции, великолепной реакции, эстетического вкуса. Каждый балетный спектакль уникален, сиюминутен. Вячеслав Бакулев является настоящим «летописцем» хрупкой, исчезающей красоты. Благодаря его снимкам она сохраняется во времени.

l>