История создания рок-оперы "Юнона и Авось"

10 и 12 марта на нашей сцене рок-опера Алексея Рыбникова "Юнона и Авось".
История создания рок-оперы

История создания, без сомнения, лучшей отечественной рок-оперы — это цепь совпадений, счастливых случайностей и даже мистики. Начать с того, что Андрею Вознесенскому по случаю попала в руки поэма Брета Гарта "Консепсьон де Аргуелло" об истории любви российского путешественника графа Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Кончиты. В 1970 году в журнале "Дружба народов" появилась поэма Андрея Вознесенского "Авось".

Из интервью Алексея Рыбникова: Вознесенский предложил свою поэму "Авось". Там были замечательные стихи, которые вошли потом в спектакль. Некоторые стихи я вообще взял из ранее им написанного, в том числе "Ты меня на рассвете разбудишь". Но всё началось с того, что он просто принёс в театр эту поэму, и мы как-то заразились этим сюжетом и начали работать. Хотя очень многие не верили. И думали, кому это в рок-опере нужна история какого-то русского графа. Всем хотелось чего-то западного, модненького. И то, что мы стали на свою почву, было действительно смело: православные песнопения, русские романсы. Все думали и считали, может, и до сих пор считают, что это модель Ромео и Джульетты, модель влюблённой пары… А для меня это была всегда модель Гамлета. Терзаемый, раздираемый чувствами Резанов, потерпевший полное фиаско в свои сорок, совершает невероятное путешествие. С кучкой матросов, их было совсем немного, пересекает Тихий океан и хочет вдохнуть новую жизнь в Русскую Америку. У него ничего не получается… Сильнейший характер, который не находит в себе возможности для воплощения и трагически погибает. Это, в общем, для России очень типично было.

Резанов был похож на диссидентов 70-х годов. Те тоже все рвались в Америку. Но у Вознесенского хватило мудрости написать слова, что "свободы нет ни здесь, ни там". Поэтому такой мятущийся, заблуждающийся, трагический Резанов был достаточно близок и мне, и, как выяснилось, тем, кто потом смотрел спектакль. Очень многие могли себя отождествить с ним.

Шансов попасть на сцену у спектакля было мало. Впервые на сцене молитвы, какой-то граф, воссоединение с Америкой и эта фраза: "Свобода потеряла первородство…".

А. Рыбников: Мы сделали этот спектакль. Пришла комиссия, которая посмотрела его. Потом на обсуждении только хвалили и сразу приняли с одного раза. И при всей антирелигиозной пропаганде, которая была в стране в то время, сказали, что особенно удался образ Богородицы. И мы сочли, что это всё было просто чудом каким-то. Наверное, для России очень надо было тогда, чтобы появилось такое произведение.

Так в 1981 году в Ленкоме прошла премьера рок-оперы "Юнона и Авось". Успех был феноменальным.

А. Рыбников о романсе «Ты меня на рассвете разбудишь»: Обычно такие вещи рождаются не от усидчивости, не от перенапряжения. В момент, когда получается, это происходит в какие-то считанные секунды, и практически действительно сам ты не замечаешь, как. Но на сей раз это произошло в присутствии Марка Захарова, которому я просто сымпровизировал… И очень важны здесь посторонние уши. Потому что, когда сам играешь или что-то сочиняешь, ты никогда не определишь, будет мелодия популярной, не будет популярной, хит это, шлягер ли. Невозможно самому определить. А М. Захаров тогда сразу услышал и говорит: " Больше ничего не надо искать". Я говорю: "Может как-то ещё поискать, что-то посложнее сделать, поинтереснее?" "Нет-нет, – отвечает, – ничего не надо". Потом уже по реакции других людей я тоже понял, что действительно получилось.

Невероятную популярность рок-оперы композитор объясняет так:

А. Рыбников: …Там все слова, по-моему, золотом по мрамору вычеканены …все компоненты необычайно эмоционально заразительны, а это то, за чем народ и ходит в театр: получить энергию, сопереживать актёрам, плакать вместе с ними, смеяться. Это ради чего, собственно, существует театр. Если в спектакле это есть, он может жить и столетие. Это не было сделано по моде… и не должно временем быть отвергнуто.

По материалам Михаила Предтеченского
На фото: Алексей Рыбников, Марк Захаров, Андрей Вознесенский, Николай Караченцов.

  • Опубликовано: 09.03.2021
    Автор: Пресс-служба театра