"Травиата" открыла сезон


«Травиата» открыла сезон!

В театре оперы и балета УР состоялась премьера известной итальянской оперы

В этом году Государственный театр оперы и балета УР имени Чайковского открыл свой новый театральный сезон не в октябре, как это обычно бывает, а в начале декабря. Это было связано с пандемией коронавируса, из-за которой все театры, музеи и кинозалы были закрыты более полугода. 1 и 2 декабря  на сцене театра оперы и балета состоялась долгожданная премьера оперы Джузеппе Верди «Травиата». Этот спектакль с нетерпением ждали не только любители классики, но и артисты, которые за время пандемии успели соскучиться по зрителям.

 «Травиата» в переводе с итальянского означает «падшая», «заблудшая». Это самая знаменитая опера итальянского композитора Джузеппе Верди, написанная на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Премьера спектакля состоялась 6 марта 1853 года в театре «Ла Фениче» в Венеции и потерпела провал. Однако вскоре, после переработки, эта опера стала одной из самых популярных, несмотря на то, что критики считали её пошлой и безнравственной. И до сих пор она не сходит с театральных подмостков во многих странах мира.


Кстати, «Травиату» Верди уже ставили на сцене театра оперы и балета Удмуртии в 1988 году. Однако спустя более 30 лет главный балетмейстер театра, режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств УР Николай Маркелов вновь обратился к этой известной итальянской опере.


- Новая постановка – это манифест гибели Красоты, - отмечает Николай Маркелов. – Прекрасная и вечная, не требующая подтверждений, не знающая поражений, женская красота, воплощённая в Виолетте, покоряет и неминуемо умирает. Происходящее не имеет привязки к определённому времени. И через весь спектакль проходит мотив чрезмерной, но разрушающейся роскоши. Это фальшивое золото показывает тот мир, где живет наша главная героиня, которой нужно сделать выбор между подлинной любовью и фальшивой. Через прощение и страдания куртизанка становится мученицей, получившей главную награду: «Бог не дал ей дожить до обыкновенного конца, позволил ей умереть среди роскоши и красоты, не дожидаясь старости…»., - писал Дюма.

Удивительно, с момента написания оперы прошло уже более 170 лет, но её главная тема актуальна до сих пор. Именно поэтому «Травиата» занимает первое место по количеству постановок по всему миру.

- «Травиат» настолько много уже поставлено – среди них есть классические, есть вызывающие. И что-то новое придумать уже сложно. У каждого режиссёра своё представление об этой опере, -  продолжает Николай Маркелов, - Мы подготовили абсолютно новый спектакль по всем параметрам: по визуальным и смысловым.  Работа над постановкой началась еще до пандемии, и мы планировали показать  «Травиату» в апреле. Уже были проданы все билеты, но из-за коронавируса пришлось отложить премьеру. Тем не менее, работа над спектаклем не прекращалась - мы продолжали репетировать небольшими группами. Это даже хорошо, что появилось больше времени для подготовки - мы что-то переосмыслили, что переделали.  


Конечно, за время пандемии не только зрители соскучились по театру, но и сами артисты. Всё-таки творческим людям тяжело было пережить режим самоизоляции, поскольку они привыкли к особому ритму, когда каждый день – репетиции, спектакли и встречи со зрителями. А если этого нет, то начинается апатия и депрессия, можно потерять форму. Поэтому решение об открытии театра было воспринято с воодушевлением.

Знай наших!

Ижевские зрители уже привыкли, что обычно в постановках театра оперы и балета главные партии исполняют приглашенные солисты из Москвы, Казани, Санкт-Петербурга и других городов страны. Но из-за пандемии в «Травиате» принимают участие только артисты ижевского театра. Можно сказать, что в постановке занята вся труппа театра: солисты, хор, оркестр и артисты балета.

Главную женскую роль Виолетты в разных составах исполняют Дина Афанасьева и Ольга Соловьева. Для Дины Афанасьевой – это первая роль на сцене театра оперы и балета. Она – молодая оперная певица. В прошлом году окончила отделение вокального искусства  Воронежского государственного института искусств. В труппу театра оперы и балета в Ижевске была принята в 2020 году. Несмотря на это, руководство театра не побоялось доверить ей такую большую и яркую роль. При подготовке спектакля Дина, конечно, читала «Даму с камелиями» и смотрела записи этого спектакля в исполнении различных известных артистов. Больше всего в роли Виолетты ей понравилась легендарная итальянская прима Монсеррат Кабалье. Накануне премьеры Дина не скрывала, что все её мысли и стремления заняты только «Травиатой».

- Это моя первая большая роль. Конечно, я очень волнуюсь, - признаётся она. -  Прилагаю максимум усилий, делаю всё, что от меня зависит. Репетирую свою роль не только в театре, но и дома, причём с утра до ночи. Конечно, накапливается усталость, поэтому важно беречь голос и сохранить силы до начала премьеры.

Главную мужскую роль, Альфреда Жермона, исполняет Виктор Ольхов. Его имя уже хорошо известно многим любителям классических постановок. Он окончил Пермский государственный институт культуры. В театре оперы и балета в Ижевске работает уже шестой год

- Мне довелось исполнять такие серьезные партии как Неморино – в опере «Любовный напиток» и Ленского в «Евгении Онегине», - рассказывает Виктор Ольхов. - И я считаю, что роль Альфреда Жермона – одна из самых масштабных. Мой герой -   чувственный, нежный и довольно импульсивный. Конечно, я долго и серьёзно готовился к этой премьере. Много читал, чтобы понять своего героя, смотрел постановки других театров. Свою партию выучил за две недели, хотя нужно было учить её на итальянском языке.  Выучил легко, главное – нужно было понимать, о чём идёт речь.

Отметим также, что в роли отца Альфреда, Жоржа Жермона, выступает заслуженный артист УР Максим Гаврилов. Наталья Яркова и Ирина Рослякова в разных составах играют Флору. В роли Гастона заняты заслуженный артист РФ Владимир Нефедов и заслуженный артист УР Алексей Городилов. Партию Destino (Судьбы), которая есть только в постановке ижевского театра,  солистка балетной труппы Ирина Попова.

Это вам не «балалайка»!

Главный дирижер оркестра, заслуженный деятель искусств УР Николай Роготнев признался, что впервые столкнулся с «Травиатой» более 30 лет назад.

- Когда я пришел в этот театр в 1986 году, первая опера, в которой я дирижировал, была именно «Травиата», - вспоминает он. - Помню, как тогда в главной роли блистала прекрасная Татьяна Силаева. Мне очень нравилась та постановка, она была на русском языке. Но время идёт вперёд, всё меняется. И моё состояние тоже изменилось за это время. Сейчас совершенно другие темпы, ритмы, музыка стала более драматичной. Конечно, за эти годы в нашем оркестре появились новые молодые музыканты. И работать с ними всегда  интересно. Безусловно, важен контакт дирижера с вокалистами и с музыкантами. Мы должны понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда. Во время пандемии музыканты репетировали дома. Сейчас рабочий процесс восстановился в полном объеме, не хватает только зрителей.

Николай Роготнев подчеркнул, что многие считают музыку Верди к «Травиате» слишком простой.

- Но простота музыки «Травиаты» только кажущаяся. Это простота первого взгляда, потому что когда ты начинаешь погружаться в ткань этой оперы, то возникает множество сложностей типично «моцартовского» характера - прозрачно, всё слышно, но… Оппоненты Верди называли его оркестр «большой балалайкой». Но это далеко не так. Музыка Верди психологична.

Особо стоит отметить великолепные декорации, выполненные по эскизам известного  художника и сценографа из Санкт-Петербурга Сергея Новикова. Он окончил Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства, учился в Академии художеств им. Репина. С театром оперы и балета нашей республики сотрудничает на протяжении многих лет. Именно Сергей Новиков был художником-постановщиком рок-оперы «Юнона и Авось», балетов «Лебединое озеро», «Баядерка», «Корсар», опер «Турандот» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

- Декорации в «Травиате» - это жизнь гламура, какая-то обертка. Того, что не назовешь «внутренним». Самое «внутреннее» из образа – это лампочки, огоньки, свечки. Обилие таких лампочек даёт ощущение обертки. Жизнь протекает с весельем. Но в какой-то момент может что-то пойти не так, какая-то лампа вспыхнет, какая-то потухнет. Всё в этой жизни кратковременно, всё ненадолго. В какой-то мере это социальная сатира. И это созвучно нашему времени. Например, те же тусовки - они были всегда, просто назывались по-разному. Золотые слитки, золотые цепи, золотые унитазы… Специально к этому спектаклю были изготовлены  люстры, сшиты более сотни костюмов. Думаю, что зрителям понравится наш спектакль.

Премьера «Травиата» на ижевской сцене была восторженно принята зрителями. Они по достоинству оценили эту постановку, отметив интересную режиссуру, прекрасную игру оркестра, красивые декорации и, конечно, достойное исполнение оперных партий. И даже некоторые ограничения, введённые в целях профилактики коронавируса (например, «шахматная рассадка» и 50% заполняемость зала), не смогли помешать зрителям ощутить настоящий праздник от встречи с настоящим искусством.

Впереди – новые проекты

В заключении добавим, что в новом театральном сезоне артисты порадуют ижевчан своими старыми и новыми постановками. Уже в декабре зрители увидят рок-оперу Алексея рыбникова «Юнона и Авось», балет «Корсар», оперетту «Королева Чардаша», музыкальную сказку «Золушка» и нестареющий балет «Щелкунчик». Как и положено, рассадка в зале будет в шахматном порядке. Что касается новогодних представлений, то нынче всё будет намного скромнее, чем в прошлые годы. Не будет никаких традиционных хороводов вокруг ёлки с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Но руководство театра надеется, что такая ситуация когда-нибудь закончится, и мы снова вернёмся к нормальной жизни. Как и прежде, люди будут ходить в театр, на концерты и в кино. И наши артисты обязательно порадуют своих зрителей новыми спектаклями проектами и постановками. Кстати, в планах у Николая Маркелова – поставить оперетту «Летучая мышь» и оперу «Волшебная флейта». Хочется верить, что эти задумки непременно воплотятся в жизнь.


 


l>